Надежда появилась. Путин инициировал важнейший проект по демографии вопреки позиции Силуанова
В начале сентября в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) прошло совещание по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
Сахалинская область предложила распространить региональный опыт поддержки многодетных семей на весь Дальний Восток. Однако данная инициатива сразу же вызвала неприятие у Министра финансов Антона Силуанова
В 2014 году на Сахалине стали выплачивать по 1 млн рублей на третьего ребенка. Деньги можно было потратить целевым способом. А, именно, на увеличение жилой площади.
Результат программы не заставил себя ждать. Всего лишь за несколько лет коэффициент рождаемости на Сахалине вырос с 1,56 до 2,1. Регион стал лидером по темпам естественного прироста населения. Учитывая нашу катастрофическую ситуацию в демографии, очевидно, что сахалинский опыт необходимо масштабировать не только на Дальний Восток, но и на всю Россию.
Однако в ответ на предложение Сахалина Силуанов заявил следующее:
Свернутый текст
Второе предложение – предложение Сахалина по демографии. Мы совсем недавно приняли демографические пакеты, которые буквально в этом году начали работать. Речь идёт о поддержке семей с детьми, у которых родился первый ребёнок, второй, третий. Мы приняли решение о поддержке семей с детьми от нуля до трёх, от трёх до семи, до 18 лет тем семьям, которые являются неполными. И эти меры сейчас только начали работать.
Поэтому мне кажется, что вопрос о возможностях отдельных субъектов Российской Федерации и распространении этой практики на всех надо ещё очень оценить, потому что мы только сейчас должны увидеть результаты того большого пакета мер, который задействован в текущем году. Эти результаты уже должны начать проявляться. Давайте посмотрим на эти решения
Проблема заключается в том, что у нас нет времени ждать, оценивая эффективность того или иного механизма. Необходимо как можно скорее использовать все имеющиеся возможности, не обращая внимание на то, сколько стоит тот или иной проект. Демография - это, пожалуй, единственная сфера, где нельзя экономить ни при каких условиях. Иначе для чего мы развиваем нашу страну, если жить здесь будет некому.
К счастью, история получила продолжение. Владимир Путин инициировал проработку данного проекта. Сделать это правительство должно до 1 ноября:
о предоставлении проживающим на территории Дальневосточного федерального округа семьям, имеющим детей, права на получение единовременной социальной выплаты в размере 1 млн. рублей в случае рождения в таких семьях третьего ребенка или последующих детей при условии регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния на территории Дальневосточного федерального округа и направления данной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Дальневосточного федерального округа или оплату расходов на его строительство;
На наш взгляд, шансы принятия соответствующего решения достаточно высоки. Даже несмотря на позицию Минфина.
Сахалинский опыт - не про экономику, а про демографию. Системные либералы никогда не контролировали демографическую сферу. Как, впрочем, и государственники (к сожалению). Она находится в ведении Минтруда, а данное ведомство является "аполитичным".
Как бы то ни было, сахалинский опыт показывает одну простую вещь. Коэффициент рождаемости растет, когда граждане получают дополнительную жилую площадь. Дело здесь отнюдь не в доходах населения и не в уровне благосостояния (этот фактор является важным, но не ключевым).
Рождаемость растет в больших домах и квартирах. Именно поэтому необходимо срочным образом отказываться от агломерационной стратегии Кудрина, которую реализовывает Марат Хуснуллин. Ни при каких условиях нельзя увеличивать плотность населения в мегаполисах. В этом случае жилплощадь на душу населения будет только лишь сокращаться, что еще больше усугубит демографическую проблему.
Ссылка
Рост вложений в реальный сектор. Белоусов внедряет сталинские методы
Несколько месяцев назад в свет вышла книга экс-министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки "Кристалл роста". Данное исследование анализирует экономику 1929-1955 гг. Тогда наша страна показывала самые высокие темпы роста экономики в мире на протяжении двадцати с лишним лет.
В начале книги опубликован список деятелей, которым принесена благодарность при подготовке исследования. Там среди прочих имеется фамилия первого вице-премьера Андрей Белоусова.
Если анализировать деятельность Белоусова, то можно увидеть, что первый вице-премьер внедряет ряд методов и практик сталинской экономики. Но, разумеется, в модернизированных и современных версиях. Рассмотрим это на примере Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
О сути Соглашений о защите и поощрении капиталовложений мы рассказывали на нашем канале неоднократно. Однако теперь в формат СЗПК подготовлено и будет внедрено достаточно важное нововведение.
Все соглашения будут сопровождаться рядом финансово-банковских организаций. Это ВЭБ.РФ, Агентство инвестиционного развития (АИР), а также одним из 49 банков. Почему 49? Установлены критерии, согласно которым размер банковского капитала должен быть равен не менее 3 млрд рублей, а сама организация должна иметь кредитный рейтинг на уровне не менее А- (по российской шкале).
Финансово-банковские организации будут сопровождать процесс заключение СЗПК (то есть, давать свой первоначальный анализ), а также мониторить условия исполнения соглашений.
В общем, что мы видим. Белоусов, который разработал и внедрил СЗПК, подтягивает к реализации проектов банковские организации. Однако не для их финансирования, а для анализа проектов и мониторинга их реализации. То есть, Белоусов рассматривает банковский сектор (большая часть которого является государственным) не только как инструмент финансирования экономики, но и как исследовательские центры.
Свернутый текст
В 1929-1955 гг. банки также играли роль аналитических центров. За каждой отраслью был закреплен свой специализированный банк, который, наряду с министерствами, являлся ответственным за развитие отрасли.
Зачем это было нужно? Имелось устойчивое понимание того, что для анализа сектора недостаточно сил одних только министерств. Необходимо создавать несколько центров, которые как конкурировали бы между собой, так и дополняли бы друг друга. Однако реализовывали единую цель.
Сегодня в банковском секторе в виду объективных причин (в первую очередь, благодаря финансовой составляющей) сконцентрированы лучше специалисты страны. В ряде случаях в банках работают даже более квалифицированные кадры, чем в правительстве. Это и не удивительно, ведь зарплата в министерствах зачастую уступает зарплате в банках.
Lugaport - один из участников СЗПК
Именно поэтому необходимо использовать финансово-банковские организации не только как источник кредитов, но и как мозговые центры, способные дать проектам свежий взгляд, предложить новые инициативы и выдавать свой вердикт.
В настоящий момент возобновляется процесс заключения СЗПК, который тормозился с апреля этого года. В этом году предполагается заключить соглашений на 2 трлн рублей (около 100 соглашений СЗПК).
До 1 июня 2022 года процесс будет продолжать идти в бумажной форме (из-за чего была вызвана полугодовая задержка). Потом все это дело предполагается автоматизировать через ГИС "Капиталовложения". Каких-то видимых недостатков у СЗПК нет. Во всяком случае, мы пока что не можем их выделить. Возможно, со временем они проявятся, так как у любого проекта есть свои минусы, но к настоящему моменту очевидны только лишь плюсы.
Ссылка
Протекционизм в действии. Государственники показали эффективность отказа от либеральной экономики
С 1 августа по 31 декабря в России действуют временные пошлины на металлургическую продукцию. Они рассчитываются как 15% ставка + специфическая надбавка.
Как помним, по вопросу введения этих мер было много дискуссий и дебатов. Либералы (в первую очередь, в ЦБ), а также офшорные олигархи заявляли, что подобные методы являются нерыночными.
Но если рыночные методы не работают, в связи с чем Россия ускоренными темпами импортирует инфляцию, то зачем их нужно соблюдать?
Складывается такое ощущение, что рыночная либеральная экономика стала для многих религией. Во всяком случае, для некоторых чиновников уж точно.
А вот, что касается олигархов, то они используют идеологию либерализма как способ получения сверхприбылей с дальнейшим их выводом в офшоры
Как бы то ни было, к настоящему моменту стало ясно: система либеральной экономики и монетаризма не работает
Ярким примера эффективности экспортных пошлин может служить ситуация, сложившаяся на рынке алюминия. В настоящий момент пошлина на необработанный алюминий составляет примерно 480-500$ с тонны.
С мая этого года цены на алюминий на внутреннем рынке сократились на 0,5%, в то время, как на мировом рынке наблюдается их рост на 18%. Таким образом мы видим, что инструменты протекционизма являются эффективными и полностью себя оправдывают.
Свернутый текст
Кто-то может сказать, что какой толк от практически неизменной цены на внутреннем рынке, ведь до кризиса алюминий стоил гораздо дешевле. Это, безусловно, так. Однако для объективности экономических показателей необходимо проводить сравнение с другими странами.
Сейчас в мире наблюдаются наблюдаются все признаки так называемого суперцикла. А это значит, что цены на сырьевые товары будут находиться на высоких уровнях еще долгое время.
В этой связи правительству необходимо решить две задачи: предотвратить резкий рост цен на сырьевые товары на внутреннем рынке и трансформировать получаемую экспортную выручку в инвестиции.
В настоящий момент государственники только начинают подбирать инструменты для достижения вышеописанных целей.
Причем во многом действия носят экспериментальный характер. Например, с 2022 году повышается НДПИ для металлургической и угольной отрасли, а также для производителей удобрений.
В это же время рост налога на прибыль в зависимости от соотношения объема инвестиций и дивидендов решено отложить как минимум до 2023 года, поскольку при реализации данной инициативы возникло много спорных вопрос (объективно спорных).
Белоусов прокомментировал подобное следующим образом:
Целый ряд легальных инвестиционных конструкций, которые сегодня существуют, основан на выплате дивидендов. Например, есть большой холдинг, дивиденды дочерней компании выплачивают в адрес материнской компании, а материнская компания эти дивиденды потом распределяет обратно в виде инвестиций, вкладывая их в дочернюю. Таким образом происходит перераспределение ресурсов внутри холдинга. Бывают также случаи, когда в силу разных причин сбор инвестиций выносится за пределы холдинга, и тогда мы видим, как SPV создается за пределами холдинга, дивиденды уходят туда. Все это нужно учитывать, поэтому мы взяли паузу: будем собираться с бизнесом, отрабатывать этот механизм.
Как бы то ни было мы видим, что курс экономического блока правительства определен: это отказ от либерального капитализма, внедрение инструментов кейнсианства, защита внутреннего рынка.
Конечно, все это делается не так быстро, как хотелось бы. Наверное, можно сказать, что объективно ускорить процесс невозможно. С другой стороны, после десятилетий проведения либеральной политики хочется получить быстрый результат.
Ссылка