При этом мы ежедневно теряем более тысячи человек в день уже в течение многих недель — это устрашающие цифры. Так можем постепенно потерять все наше народонаселение, а давайте не будем забывать о том, что за пределами нашего Отечества есть силы, которые очень заинтересованы в том, чтобы мы постепенно повымирали и нашу землю можно было забрать. Как говорил еще император Александр III: «Нашей огромности боятся все», и эту огромность хотят разрушить внешние силы.
Я глубоко убежден в том, что и вирус к нам попал неслучайно, и эта активная кампания против вакцинации, OR-кодов и любых мер по защите нашего народонаселения, которая ведется на просторах интернета и в Telegram-каналах, тоже режиссируется из-за рубежа. К сожалению, многие наши граждане, может быть, сами того не сознавая, становятся орудиями в руках этих сил.
Е. Грачева: Вячеслав Володин в своем посте аккуратно подводит к теме QR-кодов и необратимости их введения в стране. По его мнению, начать нужно с самих себя, например, с депутатов Государственной Думы. Очевидно, Госдума готова пойти на этот шаг. А Русская Православная Церковь готова была бы пойти на этот шаг, начать с себя и ввести QR-коды, например, для того, чтобы попадать на службы?
Митрополит Иларион: Я не готов отвечать за всю Русскую Православную Церковь, потому что официальную позицию я готов высказывать только по вопросам внешней церковной деятельности, которая относится к сфере моей компетенции. Но я готов высказывать свое мнение по этому вопросу, и моя личная позиция, которую я не скрываю и многократно озвучивал, заключается в том, что мы должны принять все меры, причем экстренные и экстраординарные, чтобы защитить жизни людей.
Об этом, кстати, не только я говорю. Если не верите мне, спросите митрополита Тихона (Шевкунова), у которого мама работала в НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. Он хорошо знает, что такое вакцинирование, как производятся вакцины, и активно призывает к вакцинации населения. Так же, как и я, как и председатель Государственной Думы РФ, который решил опросить население, владыка Тихон получает множество негативных откликов. Но, я повторяю, помимо того, что у нас действительно высокий процент людей, которые не желают думать о других, а думают только о собственном комфорте, есть еще и те силы, которые руководят этой антивакцинной кампанией из-за рубежа.
Е. Грачева: Владыка, я слышу от прихожан критику в адрес Церкви: с одной стороны, ужесточаются требования, с экрана телевизора митрополит Иларион призывает всех вакцинироваться, при этом внутри самих храмов не соблюдаются элементарные меры предосторожности во время проведения служб, таинства причастия. Ведь большинство храмов сейчас под камерами, и это легко отследить. Руководство Русской Православной Церкви предпринимает какие-то меры для того, чтобы наказывать тех, кто игнорирует меры предосторожности? Я сейчас даже не говорю про вакцинацию.
Митрополит Иларион: Руководство Русской Православной Церкви принимает меры для того, чтобы наказывать тех, кто не соблюдает санитарные требования. Я не хочу называть имена, но когда в ряде монастырей проигнорировали санитарные требования, то последовали кадровые решения: наместники этих монастырей были отстранены от должности.
Но, к сожалению, я вынужден признать, что в целом ряде храмов и монастырей санитарные меры по сути соблюдаются формально или не соблюдаются вообще. Я думаю, что это серьезная проблема нашей Церкви, так же, как несоблюдение санитарных мер и нежелание их соблюдать — это проблема нашего общества в целом. Давайте не будем забывать, что Церковь является неотъемлемой частью общества. У нас в Церкви примерно такие же настроения, как и в обществе в целом. Если можно говорить о том, что в обществе очень значительный процент людей, которые выступают против вакцин, не хотят соблюдать санитарные меры, то и в Церкви, конечно, тоже очень значительный процент таких людей.
Е. Грачева: К сожалению, да. Большинство моих знакомых, купивших себе сертификат, — это люди воцерковленные. Даже знаю священников, но не буду называть имен.
Владыка, общественность и Государственную Думу на днях взбудоражил инцидент с депутатом Государственной Думы от КПРФ Валерием Рашкиным, который на охоте (она была при этом нелегальная) убил лося. Иными словами, имеем незаконное убийство животного. История получила продолжение, когда Следственный комитет выдвинул обвинение, и по этой статье ему грозит до пяти лет лишения свободы. Как Вы относитесь конкретно к такому суровому наказанию для Валерия Рашкина, и вообще (мы редко поднимаем эту тему) как лично Вы относитесь к охоте на животных?
Митрополит Иларион: К охоте я отношусь отрицательно. Я считаю, что охота допустима только в том случае, когда необходимо регулировать популяцию животных в лесах или заповедниках, но для этого существуют специалисты — егеря, которые имеют на это право и должны это осуществлять по заданию соответствующих служб. Я думаю, что охота в качестве развлечения — это пережиток прошлого, нам надо от этого отказываться, и чем скорее, тем лучше.
Тем более, что в этой истории, например, депутат сначала говорил, что он увидел некий силуэт и принял лося за кабана. Я не охотник, но понимаю, что лось и кабан отличаются по размерам, по внешнему виду, и если охотник принял лося за кабана, то он же мог тогда и другого человека принять за кабана или лося и застрелить его? Мы знаем, что такие случаи происходят, особенно когда на охоте животное берут в кольцо и кто-то из охотников оказывается напротив другого охотника. Так появляются человеческие жертвы, потому что человек принимает другого человека за животного и убивает его. Не говорю уже о том, что имеют место случаи, когда люди убивают собственных родственников. Я знаю человека, который убил на охоте своего сына, приняв его за животное. Поэтому, конечно, это опасное и совершенно ненужное развлечение, которое следовало бы запретить.
Если говорить об этой истории [с депутатом В. Рашкиным], то там очень много неувязок: сначала депутат говорил, что он вообще никого не убивал, а нашел мертвую тушу, потом стал говорить, что принял лося за кабана. Одним словом, было очень много лжи.
Надо сказать, что для коммунистов это вообще свойственно, потому что ложь — это один из методов, который они использовали постоянно. Коммунисты на лжи пришли к власти в 1917 году, когда они наобещали много всего, что землю отдадут, все люди обогатятся, а потом всех раздели, разули, оставили голодными, раскулачили, расказачили, репрессировали. А сегодня лидеры коммунистов говорят нам, что не надо зацикливаться на этих трудных страницах истории, что Ленин призывал внимательно относиться к Церкви, а Сталин вообще дал Церкви свободу, и только Хрущев был такой негодяй, который не оценил потенциал Церкви. Говорят, что коммунисты всегда с уважением относились к Церкви. Но есть исторические данные и цифры, есть новомученики. Мы более двух тысяч новомучеников канонизировали только по именам, а общее число репрессированных — это миллионы людей, чьи кости лежат на Бутовском и других полигонах.
Зачем же лгать людям в глаза? Зачем рассказывать всякие небылицы? Давайте честно скажем, что коммунистическая идеология себя показала в действии. Когда коммунисты были у власти, сначала был красный террор, затем большой террор, потом массовые репрессии. Когда коммунисты в оппозиции, они безопасны, но если они придут к власти, давайте не будем питать иллюзий: все это может повториться.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Владыка, в каком состоянии находится душа человека после смерти? Идет ли там время так же, как и у нас, живых? А также в чем смысл последующего воскресения тел и воссоединения с душой, если душе и так там хорошо?
Митрополит Иларион: Настолько мы можем судить по православной житийной литературе, а также по тому, что мы слышим от людей, переживших клиническую смерть, время там идет не так, как у нас. Душа попадает в иное измерение, где иные категории бытия и время не движется так же, как оно движется у нас. При этом там что-то, конечно, происходит. Там происходит какое-то развитие, и люди, которые оказывались по ту сторону бытия, например, после клинической смерти, рассказывают, что когда душа выходит из тела, они встречаются с душами других людей, в том числе своих умерших родственников.
В отношении воскресения тел мы не знаем, как это произойдет и какие будут тела, но есть учение Церкви о том, что всех людей ждет всеобщее воскресение. Это, очевидно, будут не материальные тела. Может, это будут какие-то преображенные тела наподобие того тела, которое имел Христос, когда Он воскрес из мертвых. Это тело стало обладать другими свойствами, например, Он проходил через закрытые двери, чего Он, по-видимому, не делал при жизни. Многие люди Его вообще не узнавали, то есть Его внешний облик каким-то образом изменился. Но каким было Его тело, с которым Он потом вознесся на небо, мы не знаем.
Наконец, Вы спрашиваете, в чем смысл этого воскресения, если душе и так там уже хорошо. По всей видимости, не всякой душе будет хорошо в потустороннем мире, а только душам тех людей, которые жили по заповедям Божиим, угодили Богу и наследуют жизнь вечную. А тех, кто плохо жили, много нагрешили, ждет наказание за грехи.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли молиться про себя, а также допустимо ли слушать молитвы в аудиозаписи?
Митрополит Иларион: Можно и молиться про себя, и слушать молитвы в аудиозаписи. Самое главное — это не способ молитвы и не то, как Вы произносите слова молитвы, а то, на что настроено в этот момент Ваше сердце и ум. Если ум сосредоточен на словах молитвы, то не имеет значения, молитесь Вы вслух или про себя, или же слушаете молитвы, которые читает кто-то другой, в том числе в аудиозаписи. А если Ваш ум рассеян, если кто-то читает молитвы, а Вы их слушаете, но в это время думаете о другом, даже если Вы сами читаете молитвы, а при этом думаете о другом, то такая молитва не имеет никакого смысла.
Молитва — это беседа с Богом. Как и во время беседы с человеком, Вы можете отвлечься и прослушать то, что говорит человек, не заметить, не понять. То же самое происходит со многими людьми, которые беседуют с Богом: их ум отвлекается, они думают о чем-то другом, а уста произносят слова молитвы. Но такая молитва по-настоящему молитвой не является, а только та, которую Вы обращаете к Богу от своего сердца.
Вопрос: Здравствуйте, владыка. Я уважительно отношусь к Православной Церкви, хотя сама в храм не хожу и в существовании Бога сомневаюсь. Но я поддерживаю нравственное учение Церкви, стараюсь жить в соответствии с христианскими заповедями. Скажите, если Бог существует, то что будет с моей душой после смерти? Она попадет в ад, даже с учетом того, что я жила по нравственным законам?
Митрополит Иларион: Я не могу сказать, куда попадет Ваша душа после смерти, это будет решать один Бог. Но если Вы сомневаетесь в существовании Бога, если Вы уважаете Православную Церковь, но при этом не пользуетесь возможностями, которые она открывает и не приобщаетесь к тем дарам, которые она дает людям, то, конечно, Вы очень многого себя лишаете.
Мы, православные священнослужители, говорим на основе Священного Писания и Священного Предания, что подлинно христианской жизнью является жизнь, которая включает в себя и посещение богослужения, и участие в церковных таинствах, и жизнь по заповедям Божиим.
Человек имеет право сомневаться, в жизни многих людей бывали сомнения. Почитайте Достоевского, его романы, дневники. Вы увидите, что он был глубоко верующим человеком: причащался Святых Христовых Таин, исповедовался, регулярно бывал в храме, особенно в последние годы жизни, в послекаторжный период. Но он продолжал сомневаться в существовании Бога и писал об этом в своих дневниках достаточно откровенно. Человек может сомневаться, но при этом если он доверяет Церкви, если он полагается не на свои собственные усилия, а на Бога, если старается исполнять заповеди Божии и то, что повелевает Церковь, то душа его окажется в раю. Это я Вам могу сказать с достаточной определенностью.
Вопрос: Есть два вопроса примерно аналогичного содержания: почему Церковь требует, чтобы брак был зарегистрирован, и почему к причастию допускаются только те люди, которые имеют в паспорте печать о зарегистрированном браке?
Митрополит Иларион: Я думаю, дело здесь не в печати, а в том, насколько супруги готовы дать друг другу взаимные обязательства в супружеской верности. Если такие обязательства даны и они эту верность соблюдают, если они долгие годы живут вместе и воспитывают детей, то Церковь с уважением относится к такому браку. Но тогда возникает вопрос, почему этот брак нельзя зарегистрировать?
С точки зрения Церкви полноценным браком является тот, который освящен таинством венчания. Но бывают ситуации, когда брак не может быть освящен таинством венчания: например, если жена верующая, а муж неверующий. В этом случае действует правило, которое установил еще апостол Павел: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14).
На этих словах из апостола Павла я и хотел бы закончить сегодняшнюю передачу.
Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.