Ясное дело, что европейской буржуазии ассоциация Украины с ЕС выгодна. Капитализм в наше время может развиваться лишь «вширь», стало быть, чем больше «задний двор» той или иной державы, тем лучше. Есть куда скидывать издержки капитализма — социальное расслоение, грабительское отношение к природе и к людям, и тому подобные прелести капитализма, оставляя себе, в центре, нечто, похожее на социализм.
Выгодно оно и украинской компрадорской буржуазии. Чем прочнее связи господствующего класса страны с мировой буржуазией, тем прочнее её гнилой строй. Да и «заработать» на разрушении народного хозяйства можно хорошо.
А народу Украины объединение с ЕС несёт только запустение и разорение. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, к чему привела ассоциация с ЕС Болгарию, Боснию и Прибалтику.
Вот как описывает социальные последствия ассоциации с ЕС Болгарии прогрессивный общественный деятель этой страны Димитр Здравков: «Да, мы вошли в Евросоюз, только Евросоюз не вошёл в нас. У нас осталось то же самое коррумпированное правительство, те же самые продажные чиновники, помноженные на жёсткие нормативы, правила, методики Евросоюза. Мы оказались уничтожены, раздавлены Евросоюзом. Да, они выдают нам какие-то транши на развитие, но куда деваются эти деньги — никто не знает. Всё оседает по карманам чиновников, и даже если куда-то доходит — то только под «своих» и на «свои» проекты. Если у тебя нет «крыши» в госадминистрации, твой бизнес обречён.
Методично сначала была уничтожена вся индустрия — за бесценок приватизировано; всё, что только можно, порезано на металлолом. Полностью уничтожено всё сельское хозяйство. Да, нам разрешили заниматься животноводством, но поставили свои мизерные закупочные цены, которые нас разорили. И так во всём. Страна целиком зависит от импорта.
Разрушена система высшего образования. Наплодилось масса нерейтинговых вузов, которые за мзду выдают дипломы о высшем образовании. Всё, что мы можем предложить на экспорт, — это только дешёвую неквалифицированную рабочую силу.
В Болгарии катастрофическая демографическая ситуация. Население упало с 9 миллионов до семи. Это страшнее любого геноцида. Молодые пары перестали рожать детей. Кто может — уезжает. Идёт разрыв поколений. Огромное количество людей работает на западе. Детей растят дедушки и бабушки. Дети не видят родителей. Вот цена, которую Болгария заплатила за Евросоюз».
То же самое относится к Боснии. Главной причиной протестов, охвативших эту страну в феврале, стало совсем нестерпимое положение. Уровень безработицы здесь очень высок — 27,5%. Кроме того, более 20% населения втянуты в так называемую теневую экономику; каждый пятый гражданин проживает за чертой бедности, а среднемесячная заработная плата составляет 420 евро (около $ 570).
Рабочие вместе со своими детьми медленно умирают от бедности, замерзая зимой и блуждая в поисках любой работы, а тем временем ворюги, разжившиеся на приватизации и дроблении трудящихся по национальностям, ведут аморальный образ жизни и лгут в глаза рабочим, уверяя, что они представляют их интересы.
Считающая себя марксистско-ленинской партией радикальная левая антиимпериалистическая организация «Красные действия» подчёркивает, что в Боснии и Герцеговине со всеми её органами власти единственным институтом власти реальной является Управление Верховного представителя Евросоюза. Именно оно военными средствами подавило народные волнения, бесстыдно называя протестующих «хулиганами» и «вандалами».
То же самое случится и с Украиной. Промышленность, начавшая было подниматься, обанкротится и разорится. Сельское хозяйство останется только на подворьях. Тысячи и тысячи украинцев отправятся на заработки в Европу, где составят конкуренцию не только местным, но и полякам, прибалтам, болгарам, румынам, грекам. Европейской буржуазии это, конечно, выгодно: чем больше безработица, тем меньше реальная социальная защита. А европейскому пролетариату — нет. Именно поэтому английские, немецкие и греческие боевые классовые профсоюзы поддержали ДНР.
Для одурманивания народа киевской хунтой активно используется национализм. Коммунисты показывают, например, к чему привела евроинтеграция Болгарию или Румынию, а националисты в ответ: они, значит, неполноценные, в Европу вписаться не смогли, а мы — сможем. И извращённое, зомбированное сознание воспринимает националистическую пропаганду, льстящую извращённому национальному чувству.
К слову, национализм в этих целях используется во всех развивающихся странах капиталистической ориентации. Националисты не признают, что есть законы развития, общие для всех стран. Они считают, будто их народ — особый, уникальный, и может, идя путём Европы и США, достичь того же, чего достигли европейцы и американцы. А другие народы, которые, идя по этому пути (те же самые болгары, те же самые боснийцы, те же самые румыны), не достигли того же, — на их извращённый взгляд — неполноценные.
Интересы США
Свои специфические интересы имеют в Украине американские империалисты. Им надо стравить Россию с Европой, запугать европейское общество мифической «российской угрозой». Ведь, как известно, в Европе с общественным мнением не посчитаться — себе дороже. Даже если оно — это общественное мнение — формируется извне, с враждебной для Европы целью.
Да, пока формально США и Евросоюз — союзники. Да, ещё существует пока НАТО, в котором состоят и США, и большинство государств Евросоюза. Да, публично ни европейские, ни американские буржуазные деятели не говорят ничего отрицательного в адрес друг друга.
Но уже заметны и трещинки в их отношениях. Уже был беспрецедентный «шпионский скандал», вызванный разоблачениями Эдварда Сноудена. Уже сформировались, по меньшей мере, в одной стране — Польше — проамериканские силы, настроенные против евроинтеграции. И уже пытается европейская буржуазия освободиться от влияния США.
Причины нарождающегося противостояния США и Евросоюза понятны. Вся Земля уже поделена между европейскими и американскими ТНК. Дальше капитализму расти некуда, социальный ресурс исчерпан. Само капиталистическое развитие ведёт к тому, что два империалистических монстра начинают искать социальный ресурс друг у друга. Это неизбежно ведёт к конфликтам между ними.
Пока противостояние США и ЕС выражается только в попытках Европы освободиться от американского диктата. И для того, чтобы удержать под своим влиянием Евросоюз, США используют образ России как страшилку, представляя её агрессором.
Американские пропагандисты представляют события в Новороссии таким образом, будто Россия, в отместку за то, что Украина отвергла Таможенный союз, заслала туда своих агентов, и они начали «мутить воду». Идущую полным ходом гражданскую войну между освободительными силами Юго-Востока и киевской фашистской хунтой изображают как противостояние между пророссийскими и проевропейскими силами. Пытаются представить всё так, будто Россия стремится возродить СССР. Притягивают за уши «холодную войну» между СССР и Западом. И европейское общественное мнение клюёт на эту удочку.
Что это шито белыми нитками — хорошо видно из следующего примера. В СССР каждая забастовка на Западе освещалась в СМИ. Современные российские СМИ о забастовках на Западе молчат. За исключением коммунистических, стоящих в оппозиции. А если и говорят, то представляют забастовщиков эгоистами и шкурниками. Понятно почему. Классовую солидарность буржуазии никто не отменял. А современная Россия — государство буржуазное. И какими бы напряжёнными ни были отношения российской буржуазии с буржуазией европейской — против рабочих они будут едины.
Почему восстал Юго-Восток?
Причиной народного восстания в Новороссии явились совсем не козни России. И не намерение киевской хунты форсировать переход всего делопроизводства на украинский язык. По-видимому, это решение было принято специально для того, чтобы списать недовольство народа социальными условиями на некую «языковую лень».
Юго-Восток Украины всегда был более промышленно развитым регионом. Там есть достаточно сильный рабочий класс — и шахтёры, и фабрично-заводские рабочие.
Конечно, сейчас считать пролетариями одних лишь фабрично-заводских рабочих могут только догматики. Все, кто живёт продажей своей рабочей силы — и заводской рабочий, и крестьянин-батрак, и инженер, и учитель — могут смело называть себя пролетариями. Но фабрично-заводские рабочие сплачивают вокруг себя остальных пролетариев, сплачивают в класс.
Именно пролетариат больше всех заинтересован в прогрессе. В Украине новая власть — ярко выраженная буржуазная. Как и всякая фашистская власть, она установлена буржуазией в ответ на революционную ситуацию, начавшую складываться в Украине. Установлена с явной целью любой ценой остановить прогресс, смертельно опасный для диктатуры буржуазии.
Совсем недавно в Украине начала формироваться некомпрадорская буржуазия. И тоже там — на Юго-Востоке. Именно на неё в последние годы своего правления опирался Янукович. Объективно она тоже заинтересована в прогрессе, в том, чтобы к Европе не присоединяться. Но вот действует она против фашистов несмело, нерешительно, вяло. Потому что боится, что, раз начавшись, освободительное движение пойдёт до конца. До социалистической революции и диктатуры пролетариата.
Именно участие в освободительном движении национальной буржуазии отталкивает от него широкие массы. Многим кажется, будто представители национальной буржуазии, придя к власти, будут такими же угнетателями, как киевская хунта. Это ошибка. И ошибка, исходящая из максималистской установки «Или всё – или ничего!».
Во-первых, буржуазия, выступающая против хунты — против фашизма, за буржуазную демократию. А буржуазная демократия, какая бы она ни была ущербная, — всё-таки не фашизм.
Во-вторых (и это главное!), чем активнее пролетарские массы участвуют в такого рода событиях, тем больше их влияние. Применительно к национально-освободительной войне в ДНР и ЛНР это выглядит так. Если в ней будет активно участвовать пролетариат, он сможет диктовать свою волю, проводить решения, соответствующие своим интересам. Он, как класс, наиболее заинтересованный в свержении киевской хунты, сумеет отстоять независимость и построить настоящую народную республику. Не будет — буржуазия найдёт компромисс с киевскими фашистами.
Таким образом, на сегодняшний день у ДНР выбор небогат: или отделение от Украины, или умирание. Поэтому там не сепаратизм, а настоящее освободительное движение.
Алеся Ясногорцева,
Центральное информационное агентство Новороссии
Novorus.info