Придётся объяснять на наглядном примере, знакомом каждому: поездка на автомобиле. Само по себе решение ехать на авто и управление им на дороге относятся к сфере технологий. И если у вас есть емкий бензобак и запас топлива, а авто надежное, то из этой сферы не нужно даже отвлекаться на сопряженную сферу экономики. Просто с помощью картографических технологий выбрать маршрут и двинуться в путь. Однако, в жизни так бывает очень редко, и вопрос о ресурсах – бензине и времени приходится решать так или иначе. И обычно в распоряжении водителя выбор экономической политики – то ли ехать быстро, но потратить деньги и заправляться не один, а два раза, или же выбрать режим экономии бензина и денег, а не времени. Это если некуда спешить.
Кроме этих двух сфер управления – технологий и экономики, есть ещё третья – сфера правил (законов, обычаев, традиций), которые тоже нужно в той или иной степени соблюдать. Опять же можно поехать быстро, но в середине пути застрять на посту ГАИ и потерять больше времени и денег тоже. Но если дорога знакомая и обычаи гаишников вам известны, то можно и рискнуть. Тоже вид политики в сфере правил. Однако эта сфера не только государством регулируется, но и обществом, обычаями и традициями. Если не соблюдать неписаных правил, например, подрезать всех подряд, то можно нарваться на более крупные неприятности, чем с представителями государства. Однако и политика при выборе технологий, и экономическая политика, и политика в сфере правил – это еще не политика в полном смысле этого слова. Эти подчиненные политики обеспечивают лишь подчиненные цели, называемые задачами. Политика как самостоятельная сфера управления обеспечивает главные, содержательные цели, стоящие выше технических задач.
Теперь рассмотрим более сложный, но тоже привычный пример неформальной гонки на трассе. Трасса сложная, две полосы со встречным потоком. Ваши конкуренты едут на приемистом мерседесе или ровере с пятилитровым движком, а вы – на скромной шкоде с литровым. Однако конкурентам особо спешить некуда, они почему-то хотят иметь в виду две фуры, едущие к паромной переправе. Поэтому ровер то вперед убежит, то нагоняет после заправки и приятного отдыха в придорожной шашлычной. А вы упорно держитесь за фурами на своем драндулете, хотя тоже могли бы обогнать, но спешить опять же некуда. Когда движение приближается к критической точке переправы, конкуренты опять лихо догоняют колонну и пробуют эту «колбасу» обогнать. Но опять же то встречные мешают, то шкода непонятная под колесами путается. Не иначе какой-то чайник за рулем – даже держать дистанцию не может постоянную, то ближе, то дальше. И сам – то левый поворотник включит и выедет на обгон, а потом испугается и снова обратно в правый ряд.
В обще ни сам не едёт, ни солидным людям не даёт. Те уже матерятся, фарами мигать начали, санкциями грозят… Тут шкода с перепугу, не иначе – ухитряется выскочить в левый ряд и проскочить в промежуток между фурами. И тут же попытка нового маневра слева, но неудачно. Так что и роверу приходится резко по тормозам и откатиться назад, за вторую фуру. И опять шкода между фурами дергается, то туда, то сюда. А обогнать сразу две фуры со шкодой между ними – очень рискованно, дорога извилистая, встречные фарами слепят. Главное, если бы была уверенность, что в шкоде профессионал, а не чайник, можно было бы рискнуть вклиниться. Но тут точно слабак, чайник, с перепугу точно врежется. Какая бы ни была разница в габаритах и массе, но на скорости в 100 км/ч мало никому не покажется. А еще погода портится, туман предутренний. Ладно, думают конкуренты, сейчас ближе подъедем на открытой местности обгоним, там и рядов на шоссе больше.
Но не тут-то было. Водитель шкоды начинает ехать в левом ряду, но строго по правилам, тормозя в населенных пунктах и ме-е-едленно разгоняясь между ними, так что всегда рядом с фурами. Через двойную сплошную конкуренты тоже не решаются, да и есть еще время обогнать. Только ругаются, сигналят, санкции в виде биты из окна показывают. А водители фур знай на это глядят, да посмеиваются. Еще и притормаживают синхронно со шкодой. Видимо, сочувствуют пролетарию, а не богатеньким наглецам.
Короче, паром под парами уже виднеется. Но тут уже фуры начали в двух рядах, кто первым на паром успеет. Шкода тоже скромно в правом ряду рядом с ровером. Но в самый последний момент фура в левом ряду притормаживает, а шкода успевает мастерским маневром проскочить на паром между фурами. Места для ровера уже не остается. Следующий паром только завтра. Цель достигнута не с помощью лучших технологий, экономической политики или нарушения правил, а сугубо политическими маневрами. Но для этого тоже нужны минимально достаточные технологии, ресурсы, понимание обычаев и привычек, а еще мастерство, включая актерское.