С середины июля цены на нефть на мировых рынках упали почти на 20%. На данный момент баррель Brent стоит чуть больше 92 долларов, что является минимальным уровнем котировок с июня 2012 года. Американский сорт WTI стоит около 89 долларов за баррель, торгуясь на минимумах за полтора года.
Снижение цены на нефть совпало с резким ростом курса доллара ко всем мировым валютам, который произошел на фоне постепенного отказа ФРС США от политики «печатного станка».
Большинство как западных, так и российских экспертов и участников рынка предположение Кудрина не поддерживают, хотя в нефтяных кругах оно активно обсуждается и доказывается. Тем не менее большинство специалистов полагает, что нынешние колебания являются прямым следствием фундаментальных факторов. Это прежде всего избыток предложения на рынке при снижении спроса. Так, Ливия, которая в конце 2012 года по понятным причинам резко сократила добычу (на 1,2 миллиона баррелей в сутки), теперь возвращается на рынок. При этом Саудовская Аравия, которая тогда компенсировала недостающие объемы из Ливии, сокращать свои поставки явно не спешит. Более того, по данным Financial Times, саудиты снизили официальные цены на черное золото для потребителей на 1–2 доллара, что расценивается некоторыми экспертами как нежелание отдавать обратно Ливии ее долю на рынке. Кроме того, наблюдается переизбыток добычи в Ираке и Иране. При этом спрос снижается, в частности, закупки нефти сократил Китай из-за проблем в экономике.
Кроме того, на падение цен на нефть повлияла позиция ОПЕК. На последнем заседании летом решения о сокращении квот на добычу не последовало. А это могло бы нивелировать избыточное предложение и остановить падение цен.
Собственно, теперь все ждут планового заседания ОПЕК, которое пройдет 27 ноября. Все надеются, что ОПЕК примет решение о сокращении квот на добычу, которые не менялись с 2011 года. Поэтому в прогнозах ведущих банков и инвесткомпаний заложены 90–105 долларов за баррель в 2015 году.
«ОПЕК сейчас нечего суетиться и наводить панику. Я считаю, что ОПЕК выбрала позицию наблюдателя. Нет общего понимания, что им пора внепланово собираться, все думают, что это краткосрочная ситуация (падение цен на нефть – прим. ВЗГЛЯД). Опять же – падение зафиксировано только в конце года, а начало года было благоприятным, нефть долго держалась выше 110 долларов. ОПЕК придерживается нормального уровня – 100–110 долларов за баррель. Для них лучше всего стабильность цены на нефть, чтобы знать инвестциклы проектов по добыче нефти, чтобы понимать горизонты на пять–семь лет вперед. Им выгодно, чтобы нефть ежегодно дорожала на инфляционном уровне. Поэтому я уверен, что в ноябре на плановом заседании ОПЕК соберутся и урежут квоту. На этом фоне будет отмечена коррекция цен на нефть вверх», – заявил газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической Александр Пасечник.
Однако если ОПЕК не оправдает ожиданий, цены могут пробить вниз отметку в 80–90 долларов за баррель, и это можно будет рассматривать как первое явное доказательство наличия сговора основных игроков рынка с целью ослабления России. Потому что дальнейшее падение цен на нефть не выгодно ни США, ни большинству производителей нефти. Если они по доброй воле идут на это, то это либо сумасшествие, либо цель наказать кого-то. Понятно, что на геополитической арене сейчас «виновником» ряд стран считает Россию.
Таким образом, решение на заседании ОПЕК прольет свет на то, насколько конспирологическая теория, озвученная Кудриным, обоснованна.
Никому не выгодна нефть ниже 90 долларов
Понятно, что для любого производителя нефти чем выше цена на нефть, тем лучше. Однако у каждого имеется своя комфортная цена. «Падение нефтяных среднегодовых цен заденет Россию. Бюджет сверстан в районе 93–94 долларов, если цена будет ниже, то мы ужмемся, затянем пояса. В Саудовской Аравии бюджет верстается почти на таком же уровне – 90–98 долларов за баррель. Кувейт наиболее устойчив к таким конъюнктурным изменениям: бюджет держится при цене на нефть примерно 45 долларов за баррель. У Катара и в ОАЭ планка в 75 долларов за баррель. У Ирана, Ирака и Ливии бездефицитный бюджет будет при уровне гораздо выше 100 долларов за баррель, они и по 110 долларов в бюджеты закладывают. В Венесуэле вообще беда», – говорит Александр Пасечник.
Бюджет США вообще не верстается на основе цен на нефть, Штаты не являются нетто-экспортерами, они покупают нефть. Однако и им невыгодна цена ниже текущей, уверяет Пасечник. «Американская сланцевая революция свернется из-за низких цен на нефть. Для каждой конкретной формации, скважины своя себестоимость добычи. Однако уже сейчас трещат по швам ряд проектов в Штатах, им уже невыгодно развивать добычу сланцевых формаций», – говорит Пасечник, поэтому он верит, что США сами не будут наступать себе на горло только с целью насолить России. «Если сейчас у них будут вставать буровые, они потом будут выбираться из этой ямы не одну пятилетку», – добавляет Пасечник.
Убедить Саудовскую Аравию держать низкие цены на нефть тоже, по его мнению, невозможно. «Саудовская Аравия в политическом плане стабильна, пока есть наполнение бюджета. Если саудиты не хотят новых революций, то им невыгодно падение цен на нефть. Они не безумцы, чтобы идти на сговор с США, чтобы их режим свергли», – объясняет эксперт.
Сейчас не 1973 год
Таким образом, экономисты сомневаются в нефтяном сговоре США и Ближнего Востока. Однако, если такой сговор и существует, это еще не означает резкого и существенного снижения нефтяных цен. Сейчас не 1973 год, когда Саудовская Аравия в открытую говорила, что продаст нефти столько, сколько нужно только тому, кто за нее и против Израиля.
Сейчас использование углеводородов в качестве давления напрямую вряд ли возможно. А главное, чтобы надавить на Россию, резко обваливать нефтяные цены вовсе не обязательно. Достаточно сделать их стабильно невысокими – например, по 90 долларов за баррель, чтобы Россия не смогла получать сверхдоходы. Сочетание невысоких цен на нефть с экономическими санкциями уже оказывает существенное давление на российский бюджет и курс рубля. К слову, в этом году все еще может обойтись благодаря девальвации рубля. Но инфляция и девальвация снижают уровень жизни россиян, а это, в свою очередь, может спровоцировать социальное недовольство.
И чем дольше будут действовать санкции, чем дольше будет длиться газовый конфликт с Украиной, тем – при вроде бы абсолютно «бюджетной» цене на нефть в 90–95 долларов за баррель – сложнее России будет стабилизировать свой бюджет. Придется либо дальше обваливать рубль, либо тратить резервы, либо и то и другое. И подобный сценарий давления на Россию со стороны ее геополитических врагов уже не кажется слишком конспирологическим.
И, кстати, именно этот сценарий, судя по всему, имел в виду Кудрин. Не случайно в пример он привел ноябрь 2008 года. «На короткий срок такое уже делалось. Перед выборами президента США примерно на один год такие договоренности, по нашим данным, были, и цена падала до 92 долларов. Но удержать ее можно в таком виде, наверное, примерно год. Дальше она все-таки может и вырасти», – заявил Кудрин.
Таким образом, цель возможного сговора может быть совсем не в том, чтобы резко и существенно обвалить цены на нефть – а лишь в том, чтобы просто не давать им расти выше 100 долларов за баррель. Этого достаточно для того, чтобы лишить Россию нефтяных сверхдоходов. А значит, и западные санкции окажутся для нашей страны существенно более болезненными.