Лавров сказал: "Джордж Оруэлл придумал в свое время "министерство правды". Мне кажется, что эта идея сохраняется и сегодня". Лавров был сокрушительным, назвав США хищнической державой, нечестной и неуважающей других, назойливой и сующей всюду свой нос, даже в таких ситуациях как украинская, которая их вообще-то не касается. (здесь)
И он сказал, что он скажет то же самое госсекретарю США Джону Керри в лицо, когда они встретятся позднее в тот день, в прошлую среду, в Нью-Йорке.
Обама в самом деле сполна заслужил российский ответ, учитывая оскорбительную атаку в его речи перед мировым сообществом на прошлой неделе. Он выступил с беспрецедентным обвинением, что Россия на Украине бросила вызов мировому порядку после Холодной войны, аннексировав Крым и накачивая оружием восточные регионы этой страны, "поддерживая ожесточенных сепаратистов в конфликте, в котором погибли тысячи людей", и поэтому США и их союзники будут стоять на своем и поддерживать Украину, "укреплять" НАТО и "налагать тяжелую цену на Россию за агрессию" посредством сохранения санкций, пока Россия не "изменит свой курс".
В общем, независимо от минских соглашений между Киевом и украинскими сепаратистами, не будет никакой паузы в решимости Вашингтона оказывать давление на Москву и изолировать ее от Европы.
Лавров вернулся к этой теме с новым напором пару дней спустя в длинном интервью с влиятельным телеканалом "Блумберг ТВ". Его прямой ответ Обаме: "Мы не станем просить пощады от американских санкций. (Расшифровка) То есть это "равный счет", говоря языком тенниса.
Каков план действий Обамы? Вырисовываются три или четыре момента. В первую очередь, США не считают минские соглашения о национальном диалоге (с которым Вашингтон не связан) завершающей фазой войны на Украине. Во-вторых, санкции против России должны сохраниться в обозримом будущем, чтобы расстроить планы Москвы о сближении с Европой.
В-третьих, Вашингтон весьма доволен тем, что было на сегодня достигнуто на дипломатическом фронте - про-американский режим в Киеве; получивший новый заряд энергии альянс НАТО; размещение войск в балтийских государствах и в Польше, что было немыслимо прежде; очень необходимое подтверждение трансатлантического лидерства Америки; серьезный подрыв растущих связей России с Европой, что ослабляет Россию политически и экономически; и, наконец, внедрение инструмента этих "умных" санкций - чтобы не только открыто влиять на политику России, но также осложнять отношения ЕС и России и реально вредить российским стратегическим интересам (например, в виде уже вызванного срыва разведочных работ по месторждениям ее арктической нефти, которые чрезвычайно зависят от западных технологий), не говоря уже о том, что Россия вынуждена отвлекать огромные ресурсы на наращивание военной силы вместо того, чтобы оптимально справляться с экономическим спадом.
В-четвертых, и что наиболее важно, совершенно очевидно, что администрация Обамы нисколько не заинтересована в "перезагрузке" отношений с Россией в оставшуюся часть его президентства. Иначе говоря, администрация отказалась от политики эпохи после Холодной войны - избирательного сотрудничества с Россией в сферах, которые затрагивают жизненно важные проблемные вопросы и ключевые интересы США.
Вашингтон рассчитывает, что санкции заставляют Россию и так защищаться, что в любом случае Москва психологически уже находится в оборонительной позиции и что она лезет из кожи вон, чтобы добиться приглашения Запада присоединиться к коллективным усилиям, которые могут помочь уменьшить ее изоляцию.
Это требует некоторого уточнения. На первый взгляд, для американской внешней политики сотрудничество России было бы, вероятно, кстати для того, чтобы энергично взяться за ситуацию на Ближнем Востоке. Но, как считает Обама, США могут водить Россию за нос и без того, чтобы "сотрудничать" с ней.
Таким образом, по вопросам борьбы с "Исламским государством" Россия в любом случае не станет делать ничего, чтобы подорвать американскую стратегию борьбы с "Исламским государством" в Ираке (или в Сирии, если на то пошло), потому что Россия также заинтересована в борьбе с терроризмом, независимо от его происхождения. Афганистан является ярким примером прагматизма России, когда под угрозой ее интересы.
Опять же, американо-иранское сотрудничество не получило развития, а формат 5+1 быстро превращается в декорацию, когда настоящие обсуждения происходят между Керри и его иранским коллегой Мохаммедом Джавадом Зарифом, которые регулярно сидят вместе за одним столом лицом к лицу и без "посторонних" людей. Здесь Россия тоже не может (и не станет) действовать как вредитель - совсем не потому, что Тегеран не позволит этому произойти - что означает, что Вашингтону больше не нужно то тесное сотрудничество, которое он выбивал из Москвы в последние годы, чтобы изолировать Тегеран.
Со временем США действительно надеются также разрушить российско-иранские стратегические связи.
Да, Сирия до известной степени остается проблемой. Но при этом западная политика все еще формируется, и пока еще слишком рано. Возможно, будет достигнута точка, в которой Запад начнет открыто работать с сирийским режимом. Но в настоящий момент сирийский режим зависит от российской поддержки, однако вместе с тем президент Башар Аль-Асад также отточил свои инстинкты политического выживания и в текущих обстоятельствах его целью является заметно позиционировать Сирию как имеющую полное взаимопонимание с западными державами в грядущей борьбе с "Исламским государством". С течением времени Башар может даже начать использовать российскую поддержку, чтобы позволить себе напрямую вести переговоры с Парижем и/или Вашингтоном.
Таким образом, крайне важно то, что Париж не принимает участия в каких-либо ударах в Сирии под руководством США, учитывая его историческую роль в соглашении Сайкса-Пико 1916 года, как и его сегодняшнее стремление быть политическим посредником и арбитром в любом будущем переходном периоде в Сирии - у него уникальная позиция, чтобы играть эту роль, вытеснив Россию. Понятно, что Париж тесно координирует свои действия с администрацией Обамы, корректируя свое текущее дипломатическое маневрирование в отношении Сирии.
Поэтому, учитывая все обстоятельства, США устраивает, что нет никакой реальной паузы в давлении на Россию. Как минимум, это поддерживает Россию застрявшей в украинской трясине, что не позволит ей играть эффективную роль в других регионах, где задействованы ключевые интересы США. Парадоксальным образом, "замороженный конфликт" на Украине вполне устраивает Вашингтон.
Что интересно, администрация Обамы недавно воскресила свой умирающий проект Нового шелкового пути в Центральной Азии. Сигнал Кремлю довольно ясен: "Мы будем давить на вас на берегах и на холмах, когда нам этого захочется, и мы будем создавать вам беспрестанные проблемы".
Вашингтон убежден, что "западники", которые традиционно доминировали в московской элите и которые не могут обойтись без социального взаимодействия с европейскими странами, а многие из них являются заинтересованными лицами даже на персональном уровне, в какой-то момент начнут заявлять и форсировать изменение курса российской политики. Администрация Обамы убеждена, что время - на ее стороне, а не на стороне России. Это рискованный гамбит, конечно, потому что он привносит огромную неопределенность в международную безопасность - до тех пор, пока кто-то не моргнет первым.