Максим Артемов: Китайская конкуренция тормозит наш станкопром
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров объявил, что в рамках импортозамещения с этого года предприятия ВПК, покупающие станки на бюджетные средства, должны увеличивать оснащенность российским оборудованием. К 2020 году она должна составить 60 процентов. Как рассказал Bigness.Ru гендиректор компании "ARTMAK" Максим Артемов, задача эта выполнима.
- Специалисты по промышленности говорят, что станкостроение - самая запущенная отрасль в России сегодня. Много ли предприятий пока еще держится на плаву?
К сожалению, мало что осталось. У нас же легкое машиностроение, не тяжелое, мы производим легкие серийные станочки - до полтонны, тонны, с небольшим форматом, с небольшой точностью. Но есть у нас сейчас и такие мощные предприятия, как Ивановский машиностроительный завод. Как мне помнится, они очень сильные машины делают.
- Выполнима ли задача, поставленная Денисом Мантуровым, о переоснащении российских заводов отечественными станками?
Я думаю, да, выполнима. В дальнейшем это все будет. Это реализуемо.
- Какие основные трудности на пути к этой цели?
Трудности, скорее всего, в доступности более дешевых китайских аналогов. Потому что в Китае хороший фонд заработной платы и прожиточный минимум меньше чем у нас, из-за этого будет давить на наш рынок именно китайский станкопром. Европа-то, в принципе, она дорогая, то есть она сама собой отпадет по дороговизне, а вот китайцы - конкуренты нашим отечественным станочкам. Китайцы нам мешают, потому что они дешевы.- Могли бы льготы или госсубсидии как-то повлиять на конкурентоспособность российских станков?
Поддержка государства никогда не лишняя, но дело-то в том, что здесь не от государства зависит, а именно от мировой политики в целом. То есть если они Китай закроют, будет легче, конечно. Но Китай они не закроют по понятным причинам. Поэтому у нас тут палка о двух концах. С одной стороны - дела китайцев, которые, конечно, нужны нам, а с другой стороны - они очень мешают станкостроению - у них очень дешевый труд. Поэтому, возможно, надо какие-то ограничения вводить, какие-то льготы. Скажем, часть средств государство выделяло бы предприятиям для приобретения наших станков. Я думаю, это было бы неплохо.
- А на вашем предприятии это как могло бы сказаться?
Нам-то нужен сбыт стабильный чтобы у нас был, чтобы были клиенты. У нас в принципе сейчас есть небольшая очередь на наши станки от физических лиц, от простых предпринимателей, от еще каких-то людей, а вот муниципальным учреждениям купить наш станочек, конечно, сложно. Потому что нужно обратиться в ряд бюрократических инстанций - нужны справки, еще какие-то эксперименты.
- Получается, проще и дешевле купить все-таки китайское?
Да, им получается проще там, чем у нас, хотя у нас цена ниже. Если китайские привезти, то будет цена дороже, чем у нас. А все потому что по части документальной трудности начинаются. Тут мы только через госзакупки можем покупать. А госзакупки - это непонятный науке портал, который невозможно победить простым умом. То есть мы сделали и ключ электронный, и денег ввалили в эту флешку порядка 300 долларов. А толку никакого нет. У нас этот ключ остался, и как размещаться, никто нам не говорит. А говорят, за бешеные деньги приезжайте на семинар, заплатите 300 долларов - мы вам расскажем, как это делать. Пишу в справки, поддержки - никто не отвечает. То есть очень сыро все, очень трудно.
Любовь Шишелина: ЕС запрещает Венгрии "дружить" с РФ, а где брать нефть и газ, не говорит
Завотделом восточноевропейских исследований, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИЕ РАН Любовь Шишелина поделилась с Pravda. Ru мнением, за что Венгрия попала в опалу к США и будет ли она держать политоборону.
— США ввели санкции против членов правительства Венгрии, якобы за подозрения в коррупции. Но такие формулировки США применяют к недружественным им странам — России, Ирану, некоторым африканским государствам. В чем причина ввода санкций? Венгрия стала недружественной? Где и когда Виктор Орбан перешел красную черту?
— За последний месяц это уже второе такое заявление со стороны Соединенных штатов Америки. Первое сделал в конце сентября Барак Обама, выступая в одной из американских внешнеполитических ассоциаций, он обозначил Венгрию в ряду тех стран, которые вы перечислили. Он также сказал, что в Венгрии не все благополучно с соблюдением гражданских прав, с неправительственными организациями и так далее. Венгерский МИД пригласил себе Поверенного в делах США в Венгрии для разговора. Но, конечно, это был первый такой сигнал. Сейчас второй сигнал — заявление Соединенных штатов, что они приняли список санкций.
Безусловно, это попытка воздействовать на Венгрию, ведь еще Евросоюз пытался разубедить ее продолжать сотрудничество с Россией по "Пакшу" ("Пакш" — единственная действующая в Венгрии АЭС — Прим. Pravda.Ru), по газопроводу, по многим другим направлениям. На что Виктор Орбан просил предложить какой-то альтернативный вариант, но он не был предоставлен ни Евросоюзом, ни Соединенными штатами Америки.
И вот теперь идет давление. Основное обвинение американцев, что венгерские чиновники, в первую очередь, это относится к налоговой службе, якобы вымогают взятки. В то же время известно, что когда правительство Орбана пришло к власти, оно как раз обложило налогами наравне со всем населением иностранные банки, фирмы, компании, которые находятся в Венгрии, и лишило их всяческих льгот, чтобы они ощущали бремя ответственности в этой стране.
— Премьеру так же ставят в вину тот факт, что он прекратил реверс газа на Украину после беседы с Алексеем Миллером. Способен ли Орбан вести сепаратные переговоры?
— В принципе, венгры это и делают и отвечают на все упреки Европейского союза. Они парируют тем, что их заставляют не сотрудничать с Россией, но не предоставляют адекватных благоприятных условий, не указывают, где более благоприятно для Венгрии купить газ или нефть и так далее. Венгры вынуждены действовать самостоятельно — Евросоюз не даст ответа на эти вопросы.
— Виктор Орбан считает, что Европа должна вернуться к христианским корням. Тем не менее, он использует ЕС, как "дойную корову", пишет австрийская газета Der Standard. Вы согласны с тем, что Венгрия "доит" ЕС, или все же она сама располагает крепкой экономикой?
— Я думаю, что относительно Венгрии на Западе развернута очень большая кампания в попытках дискредитировать политику Виктора Орбана. Но я более чем уверена, что Венгрия доит ЕС ничуть не больше, чем другая бывшая восточно-европейская страна, не больше Греции и остальных.
Василий Комлацкий: Производство мяса надо отдать мелким фермерам
Дмитрий Медведев заявил о необходимости увеличить производство мясной и молочной продукции в России и сократить зависимость России от импорта в животноводческой отрасли. Bigness.Ru обсудил проблемы отечественного животноводства с профессором Кубанского государственного аграрного университета Василием Комлацким.
- С животноводческой отраслью в последние десятилетия Россия испытывала трудности, из-за рубежа завозили не только мясную продукцию, но и породы крупного рогатого скота. С чем это было связано?
Скажем откровенно, наконец-то правительство по-серьезному увидело, что нужно развивать свое животноводство. И несомненно, что и премьер-министр правильно поставил вопрос. Почему мы завозили породы скота? Потому что у нас высокопродуктивных пород, действительно, не хватало. Потому что в свое время в стране были сориентированы на, скажем так, неприхотливую породу, красную степную. Но она не могла давать много молока. Были и селекционные проблемы, недостаток средств для селекционной работы, для выведения, создания новых пород, это и приводило к тому, что приходилось из-за рубежа завозить, и не всегда самое лучшее животное. Действительно, коров Голштино-фризской, черно-пестрой породы приходилось завозить.
- Какие первостепенные проблемы и задачи стоят перед российскими фермерами сегодня: есть ли трудности с кормами, велики ли затраты на энергетическое снабжение крупных ферм для рогатого скота? Велика ли потребность в содействии государства в виде субсидий и так далее?Скажу откровенно, что сейчас проблема наших фермеров и нашего животноводства, скорее, не в том, что у нас чего-то не хватает. Кормов у нас достаточно, даже мы вывозим зерно, экспортируем за рубеж. И Медведев сказал, что мы около 30 миллионов тонн вывезем в этом году зерна. С одной стороны, это хорошо, что есть, куда вывезти. А с другой, плохо. Мы вывозим зерно, не перерабатывая здесь, не превращая его в молоко и мясо. У нас фермеров, которые занимаются молоком и производством мяса, недостаточно. Вот где нужно влияние правительства, где нужны государственные вложения, и кредитные вложения, для того, чтобы увеличить количество фермеров, которые занимаются производством молока, производством мяса и другими производствами, в том числе, и яиц и так далее. Тогда и цены будут ниже. А ресурсы все есть. Энергии у нас достаточно, техники достаточно, зерна просто немеренно. Надо создавать большее количество фермеров, а потом уже идти вторым этапом, допустим, создавать кооперативные предприятия по переработке, по реализации этих продуктов. Мы не насытили рынок продукцией, вот проблема.
- Как можно увеличить количество фермеров в стране?
Государство должно сказать: фермеры, идите, занимайтесь молоком, мясом, а мы вам для этого дадим землю хотя бы для строительства фермерских хозяйств, а потом уже для пастбищ и так далее. У нас можно сейчас заниматься производством животноводческой продукции на покупных кормах. И они у нас, кстати, не такие уж дорогие, как на Западе. Но государству надо участвовать в создание новых фермерских хозяйств. Холдингов уже достаточно мы настроили, и холдинги создают другую проблему - экологическую. Большой холдинг - много животных, много животных - много навоза. Куда этот навоз девать? Вот уже какая проблема стала появляться, в том числе, в Белгородской области резко увеличили поголовье свиней, у них там где-то почти 3,5 миллиона голов свиней. Они уже озабочены, куда навоз девать? А мелкие фермеры, если бы занимались много-много, они бы рассредоточили это производство. В том числе бы и рассредоточили и производство навоза. И вот было бы маленькими участками там где-то бы выносили.