По прогнозу правительства доходы бюджета в 2015 г. составят 15,08 трлн руб. (19,5% ВВП), расходы – 15,51 трлн руб. (20% ВВП), дефицит – 430,7 млрд руб. (0,6% ВВП). В 2016 г. кабмин решил не увеличивать дефицит и запланировал доходы в сумме 15,79 трлн руб. (19% ВВП),а расходы – 16,27 трлн руб. (19,6% ВВП). Синхронно статьи возросли и в 2017 г.: доходы – 16,54 трлн руб. (18,4% ВВП), расходы – 17,08 трлн руб. (19% ВВП). Новшество бюджета – отказ от пополнения Резервного фонда за счет заимствований, однако, остался механизм его пополнения за счет нефтегазовых доходов с альтернативным вариантом – направление средств на финансирование дефицита. Несмотря на обвал ВВП, неблагоприятный прогноз относительно цен на нефть и назревшую необходимость в мобилизации экономики, финансисты правительства не предложили никаких свежих подходов к формированию казны, чем разочаровали депутатов и экспертов.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев в конце августа написал в своей статье, что увеличение предельного уровня расходов бюджета может позволить провести балансировку экономики и направить ресурс на производительные статьи расходов.Он предложил увеличить дефицит до 2% ВВП.
"Ответственно подойдя к запланированному увеличению дефицита бюджета, мы можем обеспечить новый виток прилива экономических сил, что так важно в условиях обострения геополитической обстановки. У нас есть реальная возможность наладить работу ключевых секторов экономики — и так важно ею воспользоваться", - писал министр.
И эксперты его поддержали, отметив, что вкупе с оптимизацией расходов, так называемых "жировых прослоек" в отдельных отраслях, увеличение дефицита высвободит госинвестиции. Увы, речи министра не повлияли на макроэкономическую политику правительства.
Стоит отметить другой, действительно новый механизм пополнения бюджета – налоговый маневр в нефтяной отрасли, одобренный Госдумой в первом чтении, который будет работать уже в 2012 г. Заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету, депутат от Петербурга Оксана Дмитриева считает, что маневр – это самое худшее, что предлагается для госбюджета. По ее словам, экспортная пошлина составляла 60% в нефтегазовых доходах бюджета, налог платил внешний потребитель, теперь доля экспортной пошлины сокращается до 43% и нагрузка ложится на внутреннего потребителя.
"Это означает, что этот маневр 1,3 трлн руб. снимает с экспортных пошлин и перекладывает на НДПИ, примерно половина суммы придется дополнительно на внутреннего потребителя. Минимум 750–800 млрд руб. Это то, что заплатит внутренний потребитель, наша промышленность, наше население в виде платы за бензин, в виде платы по ЖКХ и по всему остальному", - говорит Дмитриева, отмечая, что снижение акцизов дает эффект только в 220 млрд руб. и не компенсирует повышение НДПИ.
По ее словам, это приведет к инфляции издержек и повышению цен на сырье. Под ударом оказываются региональные бюджеты.
"Что значит сокращение акцизов? Это дырка в региональном бюджете, дорожные фонды, и это дырка в федеральном бюджете, поскольку тоже идёт сокращение акцизов. Для того, чтобы каким-то образом компенсировать потери бюджетов региональных, все 100% акцизов уже в уменьшенном объеме отдаются территориям. А федеральный бюджет, он компенсирует за счет других доходов. Во-первых, потери региональных бюджетов по ставке акцизов. Во-вторых, снижение поступлений акцизов в дорожные фонды уже по федеральному дорожному фонду", - говорит депутат.
Противники такой реформы есть и в правительстве. Потери казны только за 2015 г. от проведения маневра министр финансов Антон Силуанов оценивал в 200 млрд руб. "Налоговый маневр влияет на бюджет федеральный и консолидированный, региональные бюджеты, поскольку увеличение НДПИ приводит к сокращению прибыли. И если мы снижаем акцизы на бензин, соответственно, это минус дорожным фондам субъектов России", - выступил он перед журналистами.
Для регионов в проекте бюджета мало хороших новостей. За трехлетний период трансферты местным бюджетам увеличиваются на 1,5%, по подсчетам депутата Госудмы от Тюменской области Вячеслава Тетекина, в реальном выражении сумма по сравнению с 2014 г. снизится на 14%.
"Наносится очень существенный удар по бюджетам местных властей. Правительство говорит о том, что передает часть налогов регионам, например, акцизы на нефтепродукты. Но одновременно на субъекты наваливаются дополнительные обязательства в виде повышения зарплат бюджетников. И самое главное – продолжается порочная практика откачки доходов с местного уровня на федеральный уровень. Предполагалось, что налоги должны делиться в пропорции "50 на 50", но сейчас 73% самых собираемых налогов идет в федеральный центр. Правительство утверждает, что компенсирует неравномерное распределение, но по факту получаем снижение на 14%", - рассказал Накануне.RU депутат, отметив, что при такой политике регионы еще глубже провалятся в яму дефицита.
По подсчетам независимого экономиста Владислава Жуковского, трансферты регионов и муниципалитетам за три года снизятся на 18,6% Уже по итогам 2013г. размер суммарного дефицита региональных бюджетов подскочил в 2,2 раза и достиг 455 млрд руб. Собираемость налога на прибыль упала на 13%, размер долга вырос на треть, а расходы на обслуживание займов подскочили на 22%. В целом, размер расходов вырос на 6%, тогда как поступления в бюджет выросли лишь на 1,3%. По итогам 2013г. у 50 регионов размер долга превысил планку в 50% от бюджетных доходов. Это результат того, что львиная доля "майских указов" президента ложится именно на регионы
"В этой связи заверения руководителей Минфина РФ и Правительства относительно того, что сокращение расходов федерального бюджета на экономику, ЖКХ, инфраструктуру, образование, науку, здравоохранение, развитие научно-технического потенциала, спорта, культуры и других приоритетных направлений социально-экономического развития будет компенсировано увеличением расходов на региональном уровне, выглядит неубедительными – у регионов просто-напросто нет необходимых для этого финансовых ресурсов, а имеющаяся доходная база бюджетов стремительно сокращается в связи с затуханием экономической активности и погружением экономики в кризисное состояние", - говорит он.
По словам экономиста, в ближайшие годы ситуация продолжит ухудшаться – только по итогам 2014г. дефицит региональных бюджетов рискует увеличиться на 33% и превысить отметку в 857 млрд руб. По самым оптимистичным оценкам Правительства, в 2015г. суммарный размер дефицита региональных бюджетов должен будет составить 631,4 млрд руб., в 2016г. – 578,3 млрд., а в 2017г. порядка 455,5 млрд руб.
"Ровным счетом никакой осознанной политики по формированию межбюджетных отношений нет. Судя по бюджету, Минфин не собирается стимулировать регионы для развития. Бюджет урезан по большинству значимых статей: образование, здравоохранение, сельское хозяйство. Те лозунги, которые звучали от правительства несколько месяцев назад, дезавуируются проектом бюджета. Например, планировали развивать сельское хозяйство, но мы видим, что расходы на него сокращаются", - говорит член комитета ГД по бюджету и налогам, депутат от ХМАО Михаил Сердюк, отмечая, что средств на дополнительную поддержку отечественных аграриев в бюджете не запланировано.
В абсолютных цифрах средства на сельское хозяйство составляют 96,7% от уровня 2013 г., с учетом инфляции сокращение достигнет 15%.
На поддержку государства рассчитывали промышленники, но и для них бюджет стал неприятным сюрпризом. Из антикризисного резерва, который формирует государство, Фонд поддержки промышленности получит только 10 млрд руб., большая часть средств будет направлена на программу утилизации автомобилей. Высокотехнологичная промышленность, машиностроение на деньги фонда практически не претендуют. Заместитель председателя комитета ГД по промышленности, депутат от Свердловской области Павел Дорохин отмечает, что в думе находится законопроект КПРФ "О промышленной политике", он рассмотрен в первом чтении. Проект должен лечь в основу модернизации российской промышленности и программы импортозамещения, но пока что он носит декларативный характер. В проекте не установлены конкретные суммы, которые будут направлены той или иной отрасли, не прописаны механизмы поддержки производств. Депутаты предполагают, что окончательное чтение проекта может пройти уже в 2014 г., после чего исполнение положений закона должно быть обеспечено финансированием, которого в проекте бюджета нет. Доля затрат на промышленность снизилась с 15,9% до 13,5%.
"Многие статьи, которые мы планировали профинансировать дополнительно, наоборот, "порезаны", в их числе авиастроение и судостроение. Не хватает средств, но мы направляем в Резервный фонд деньги, зачем? Чего ждет правительство, пока они сгорят в Америке или когда на них наложат арест? Эти средства нужно направить на развитие инфраструктуры, промышленность, средства в срочном порядке выводить эти деньги, а не держать их на Западе под 1,5% годовых. Да, Резервный фонд нужен, но не в американских банках, пора переориентироваться на Азию", - рассказал Накануне.RU депутат.
Комитет по науке и наукоемким технологиям предлагает увеличить финансирование сообществ российских ученых, сообщил Накануне.RU заместитель председателя комитета ГД по науке, депутат от Свердловской области Валерий Черешнев. По его словам, на Российский научный фонд и РАН в 2015-2016 гг. заложено чуть больше средств. Понижение есть в 2017 г. , но депутат ожидает корректировку в большую сторону.
"Мы подали существеннее поправки. В прошлом году на РАН было выделено 3,5 млрд руб., на РНФ – 9,4 млрд руб., но этих средств недостаточно. Сейчас деньги будут выделяться ученым по подпрограммам, продолжается реформа РАН, анонсировано слияние институтов – окончательное решение будет принято 9 декабря на заседании совета по науке и образованию при президенте. Говорить, что финансирование науки упадет рано – проект бюджета "сырой". Но есть цифры: сейчас на науку приходится 0,5-0,6% ВВП, к 2020 г. мы должны увеличить цифру до 1,7%. Мы спрашиваем, за счет чего будем повышать показатель? Пока ответа нет", - рассказал депутат.
Пожалуй, одна из немногих строк бюджета, на которой правительство не сэкономило – национальная оборона. В 2014 г. расходы по ней составят 3,76% ВВП, к 2017 г. они увеличатся до 3,74%. В 2015 г. финансирование обороны вырастет на 812 млрд руб, с учетом инфляции в трехлетнем периоде они станут больше на 16,2% и в 2017 г. составят рекордные 3,3 трлн руб. По мнению члена комитета Госдумы по обороне Вячеслава Тетекина, отрасль в предыдущие годы серьезно недофинансировалась, поэтому решение увеличить расходы на это направление – правильное.
"Внешнеполитическая ситуация очевидна, угрозы растут со всех сторон, поэтому, наконец, государственное руководство спохватилось и обнаружило, что оборона трещит по швам и пора увеличить расходы, чтобы не повторить судьбу Ливии или Сирии", - говорит Тетекин.
Отметим, что вместе с тем государство не поддержало и военную науку, ее финансирование сокращается с 2016 г.
Судя по всему, оппозиционные партии будут подавать поправки, касающиеся социальных сфер - образования, здравоохранения и финансирования ЖКХ. Недовольство сокращением финансирования этих сфер выказывают представители разных фракций ГД и у них есть для этого основания. Сфера ЖКХ похудеет на 70,6%: в 2014 г. на нее направят 123,3 млрд руб., а в 2017 г. только 36,3 млрд руб. Расходы на здравоохранение падают на 14,1% с 480,8 млрд руб. до 413 млрд руб. за тот же период, на культуру в следующие три года потратят на 11% меньше - 87,1 млрд руб. вместо 97,9 млрд руб. С учетом инфляции ЖКХ обеднеет на 90%, здравоохранение - на 33,9%, культура - на 30%, образование, несмотря на номинальное увеличение расходов на 2,4% к 2017 г. (с 640,2 млрд руб. до 655,4 млрд руб.) потеряет в финансировании 17,4%.
"Урезание расходов как в абсолютном выражении (с учётом инфляции), так и в относительном (в процентах ВВП) на поддержку и развитие реального сектора, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, научно-технического потенциала, человеческого капитала, инфраструктуры и других приоритетных направлений развития России нанесёт мощный удар по уровню конкурентоспособности российской экономики, закрепив за ней статус сырьевой колонии, рынка сбыта, вечного корпоративного должника и практически бесплатного финансового резервуара для стран Запада", - делает неутешительные выводы Жуковский.
Напомним, что при верстке бюджета правительство закладывало цену на нефть в $96 за баррель, а курс рубля по отношению к доллару по мнению чиновников Минфина будет в 2015 г. будет на уровне 37,7 руб. за доллар, в 2016 г. - 38,7 руб., в 2017 г. - 39,5 руб. На сегодняшний день курс доллара равен 40,97 руб., цена на нефть не доходит до отметки в $90. Поэтому есть основания для сомнений в реалистичности подсчетов правительства. Вместе с тем, напомним, что в "резервах" лежат порядка 7 трлн руб. - существенная часть этих денег вложена в гособлигации иностранных государств, и таким образом мы финансируем чужую модернизацию, а не свою. Кроме того, в практике Минфина - формировать "искусственный профицит" бюджет в течение года, недофинансируя или не вовремя финансируя различные программы. Пока никак не заработал механизм деоффшоризации, о котором Владимир Путин говорит несколько лет.