Кремль же расценил подобное заявление как еще одно доказательство неконструктивности подхода со стороны Европы. За последние месяцы Москва сделала целый ряд шагов, демонстрирующих ее стремление достичь реального компромисса по украинскому вопросу. Россия без проблем признала итоги президентских выборов, которые с точки зрения их проведения были абсолютно недемократическими и несвободными (чего стоило хотя бы публичное избиение кандидата в президенты Украины Олега Царева). Москва сделала все возможное для подписания аморфных минских соглашений, от которых выиграли прежде всего киевские власти. Напомним, что к тому времени ополченцы рвались брать Мариуполь, который украинские войска попросту оставили. Именно Москва остановила их и полностью перекрыла каналы пополнения вооружения после подписания соглашения вплоть до недавнего времени. Также вплоть до недавнего времени Кремль занимал негативную позицию относительно сепаратных выборов на Донбассе, уговаривая руководство ДНР и ЛНР не проводить свои выборы и обеспечить проведение общеукраинских. Даже в газовом вопросе Россия пошла на уступки ради интересов Европы, и согласилась снизить объем долга, который Киев должен уплатить до начала поставок. «В принципе, мы могли бы встать в позу и сказать: нет, только платите все. Мне пришлось надавить на "Газпром" - я прошу прощения перед акционерами, в том числе иностранными, - и попросить их не настаивать на этих деньгах», - пояснил Владимир Путин.
РЕКЛАМА
Однако Европа подобную позицию не оценила, и дала России понять, что от нее требуются не локальные уступки, а полная сдача интересов на Донбассе. При этом Брюсселю абсолютно не интересно, какие негативные последствия такой ход повлечет для внутриполитических и внешнеполитических интересов России. Москва вновь убеждается, что даже европейские страны несмотря на наши серьезные экономические связи отказываются признавать Россию значительной европейской державой со своими интересами и сферой влияния. И такого понимания не возникнет - более того, Москва справедливо ожидает обострения ситуации после выборов под предлогом того, что Россия-де не обеспечила прохождение голосования на территориях, подконтрольных ополченцам. Москва попыталась, конечно, обойти этот непростой вопрос и давала понять, что все граждане (не только Донбасса, но и Крыма), которые хотят проголосовать, могут это сделать. Им нужно лишь приехать на территорию Украины и пройти на тамошний участок. Открывать же избирательные участки на выборах в парламент враждебного государства на своей земле те же ополченцы не собираются, и в Кремле не считают целесообразным оказывать на них давление в этом вопросе.
В результате Москва готова изменить политику на украинском направлении. Фактически ответом России на неконструктивный подход ЕС стало публичное интервью главы администрации президента Сергея Иванова, который на Западе позиционировался как ястреб. Через это интервью Москва пыталась показать, что российские властные круги (или по крайней мере большая часть из них) устала доказывать Евросоюзу умеренность своей позиции . Если Запад не устраивает тот факт, что Владимир Путин на сегодняшний день является чуть ли не единственным крупным политиком, реально выступающим за сохранение единого и эффективного украинского государства, то Москва будет ужесточать свою позицию.
Так, Россия устами Иванова изменила свое отношение к выборам в ЛНР и ДНР, которые раньше отказывалась признавать. Теперь же глава администрации президента официально заявил, что данные выборы должны состояться. «Эти новообразования или территории – называйте как хотите – они должны иметь каких-то избранных руководителей, избранных теми людьми, которые проживают на территории данных образований». По-моему, это вполне естественно», - отметил Иванов.
Кроме того, Россия официально отказалась от дальнейшей финансовой поддержки несостоятельного украинского государства. «Мы на протяжении последних 20 лет проспонсировали экономику Украины на сотни миллиардов долларов, - заявил чиновник.- Только четыре ведущих российских банка имеют на Украине кредитные обязательства на сумму 25 млрд. долларов, но сколько можно-то? И потом, светоч демократии в Киеве в феврале родился по оценкам Евросоюза и США, вот пускай они этот светоч демократии хоть немного поддержат»1. Москва же больше вкладывать деньги в состоятельность режима, позиционирующего Россию архиврагом Украины, не собирается. В частности, она отказывается давать газ бесплатно (а в условиях украинской реальности поставки на условиях последующей оплаты, а не предоплаты, фактически означают бесплатно). При этом Россия готова на вариант, при котором эти поставки будут оплачены третьей стороной. «Мы против того, чтобы они это делали. Мы это делать не будем. Кто это будет делать, нам все равно», - отметил Сергей Иванов.
Наконец, он дал понять, что Москва больше не станет вступать в риторику относительно каких-то абсурдных русофобских заявлений, появляющихся в западных и тем более украинских СМИ. «Достаточно вспомнить последние заявления господина Сикорского (бывшего министра иностранных дел Польши, который сначала рассказал о публично выраженном Владимиром Путиным желании разделить Украину, а затем опровергнул свои слова - "Эксперт Online", до этого были заявления другого рода, я не говорю о заявлениях других политиков о ядерном оружии (якобы примененном Россией для освобождения территорий возле Луганска - "Эксперт Online") и пулях, которые пробивают любой бронежилет. Это клиника, это уже не лечится», - отметил Иванов.