Одним из основных альтернативных поставщиков газа, на которые указывал Вашингтон, является Катар. «Американский лидер надеется, что эта богатая газом страна вновь придет на помощь Западу, которому угрожает перспектива европейского энергетического кризиса в случае, если Россия вторгнется на Украину», пишет «Голос Америки».
Проблема в том, что Катар производит СПГ, более 70% которого идет на азиатский рынок, прежде всего, в Китай. Свободные газовые мощности для европейских потребителей в эмирате, как и в Норвегии, отсутствуют. Ещё до того, как состоялись переговоры Джо Байдена с Тамимом бин Хамадом Аль Тани, американские эксперты опубликовали достаточно статей о том, что Катар был бы и рад улучшить отношения с США, но обеспечить это нечем за отсутствием свободного газа, который можно было бы поставить в ЕС.
Сложно сказать, на чем основана уверенность США в успешном прохождении Европой отопительного сезона без поставок газа из России. Reuters попытался отыскать следы тех, кто мог бы заверить Вашингтон в готовности заменить «Газпром», но результаты оказались скромными. Royal Dutch Shell, ConocoPhillips и Exxon отказались от комментариев, ответы Chevron Corp, Total, Equinor и Qatar Energy свелись к тому, что мировые поставки газа ограничены и что для замены больших объемов из России его нет.
Глобальный рынок и цифры
На долю «Газпрома» приходится более 41% газа в общем балансе ЕС. В 2020 году в европейские страны было поставлено 174,9 млрд куб. м газа, из которых 78% поставок из России пришлось на страны Западной Европы (включая Турцию), и 22% – на центральноевропейские государства.
По известным результатам 2021 года, поставки в Германию выросли на 10,5% - а значит, для отказа газа из России Берлину придется озаботиться поиском примерно 50 миллиардов кубометров газа на каждый санкционный год. ЕС в целом закупил в России 135,75 млрд кубометров газа.
Катар производит около 105 млрд кубометров газа на экспорт ежегодно, и его основным рынком является Азиатско-Тихоокеанский регион. Цены на европейском газовом рынке как правило являются производными от цен на азиатском, и этот рынок выглядит для Катара намного более предпочтительным. Даже если США каким-то образом убедят Катар разорвать контракты с Азией – ведь свободных объемов у Катара нет – то в краткосрочной перспективе возникает вопрос компенсаций за неизбежные неустойки, которые придется выплатить эмирату.
Некоторый оптимизм в плане затеи Вашингтона мог бы дать Южный газовый коридор, который позволяет транспортировать до десяти миллиардов кубометров топлива из Азербайджана в Италию – но только до сравнения с общей потребностью ЕС в газе.
Ценовой газовый кризис, с разной интенсивностью длящийся с сентября прошлого года, достаточно четко продемонстрировал отсутствие инструментов влияния на ценообразование газового рынка. Успешно внедренная либеральная модель ценообразования с низкой долей долгосрочных контрактов в сочетании с глобализацией делает необдуманные движения, вроде отказа от 41% газа, крайне рискованными в плане возможных последствий.
Идея «самоотключиться» от «Газпрома» выглядит крайне экстравагантно ещё и потому, что ожидать единого фронта придется от слишком многих стран, у которых есть собственные и диаметрально-противоположные интересы. Например, учитывая добрые отношения Москвы и Будапешта, Венгрия скорее всего сохранит поставки газа для себя при любом варианте событий по линии Россия-ЕС. Что создаст резкое конкурентное преимущество для Венгрии, ведь у её соседей газ если и будет, то во много раз дороже.
И это не говоря о чисто технической стороне попытки «самоотключения».
На пятом месте в списке поставщиков ЕС находится Алжир, поставивший в 2020 году порядка 40 млрд кубометров. С 1 ноября 2021 года африканский поставщик полностью остановил прокачку газа по экспортному газопроводу Магриб – Европа (MGE), который проходит по территории Марокко и приходит в Испанию. Причиной непродления 25-летнего транзитного контракта через Марокко стало обострение двусторонних отношений.
Единственным трубопроводом из Алжира остался действующий с 2011 года, для которого принимающей страной выступает Испания. Монархия зависит от алжирских поставок газа на 30%, а конфликт Алжира и Марокко привел к сокращению поставок на те 10%, которые шли по перекрытому MGE. Только для перекрытия этого разрыва потребуется долговременный фрахт до 50 газовозов – а судов такого класса в мире не очень много, тем более свободных.
В данный момент, с учетом крайне выгодных газовых цен, США смогли направить в Европу 34 газовоза, общая ёмкость этой флотилии составляет примерно 3,5 млрд кубометров. Соответственно, для компенсации 135,75 млрд кубометров российского газа необходимо переориентировать на Европу, как минимум, 1300 СПГ-танкеров.
О гигантской программе по созданию газовозов, насколько известно, не объявляла ни одна верфь мира.
Зима какого года?
Естественным образом возникает вопрос – какой именно год имеет в виду коллективный Вашингтон, утверждая о гарантированном наличии энергоносителей у Европы без России в отопительный сезон?
Зима 2021/2022 года близится к своему календарному завершению, к отопительному сезону 2022/2023 вряд ли возможно построить сотни танкеров-газовозов, равно как и провести геологическую разведку новых газовых месторождений, освоить уже известные или хотя бы на порядок нарастить производство и поставку по уже работающим.
В категории перспективных отмечается газовое месторождение «Левиафан» у берегов Израиля, но поставки от него потребуют строительства трубопровода длиной около 1900 километров. Впрочем, даже это даст ЕС в перспективе не более 20 миллиардов кубометров газа.
Для заметной компенсации потери российского газа Европе придется серьезно пересмотреть все амбициозные энергетические стратегии, принятые за последние годы. В первую очередь те, которые относятся к так называемому «зеленому переходу».
Расконсервация атомных электростанций и тех работающих на угле и мазуте мощностей, которые ещё не успели снести в рамках «озеленения» энергетики ведущих экономик Европейского союза, будет более быстрым делом, чем строительство газовозов и поиск новых месторождений, но в любом случае на это потребуется пара лет.
Возможна ли реализация плана Вашингтона, хотя бы частичная, в среднесрочной перспективе? С точки зрения привязки возможного обмена санкционными ударами к ситуации вокруг Украины на вопрос следует ответить отрицательно.
Есть серьезные сомнения в том, что само существование украинского государства будет объективным фактом через два-три года. Однако, исключать разработку плана по отказу от российского газа Европой как долговременной стратегии нельзя. Тем более, что в разных формах подобное намерение неоднократно высказывалось ранее, и было подтверждено сейчас.
Цитируя высокопоставленных чиновников из Вашингтона, The Guardian подтверждает осознанность поведения США в плане газового российского экспорта.
«Когда мы выбираем эти секторы, это совершенно обдуманно. Это секторы, которые сам Путин отстаивал в качестве пути продвижения России по диверсификации своей экономики за пределы нефти и газа. И это со временем приведет к атрофии производственного потенциала России», - сообщил источник издания.
Отказ ЕС от наиболее экологичного и удобного из известных видов топлива полностью противоречит экономической логике, однако Европа с удручающей регулярностью демонстрирует отречение от собственных интересов ради политической солидарности с США. Меры, позволяющие минимизировать ущерб от возможного в будущем отказа от российского газа – полного или, скорее, частичного – лишними не будут.
В этом смысле большой интерес вызывает расширение сотрудничества в газовой сфере с Китаем и Индией, не менее ёмким потенциальным рынком. А полноценная реализация газопровода «Силы Сибири – 2» становится ключевым элементом вероятного противостояния.
Ещё в 2019 году «Газпром» отмечал необходимость увеличить поставки в Китай газа до 130 млрд кубометров ежегодно – что соразмерно с текущим уровнем европейского экспорта. Движение к целевому показателю идет достаточно плавно, что связано как с объективным темпом организации необходимой инфраструктуры, так и с политическими факторами. Хотя взаимоотношения России и Китая близки к стратегическому партнерству, ситуации «единственного покупателя» несет определенные риски.
4 февраля «Газпром» и китайская CNPC пoдписали долгосрочный договор на пoставку дополнительных 10 млрд куб. м природного гaза по «дальневосточному» мaршруту. После выхода проекта на полную мощность объем пoставок российского трубопроводного газа в Китaй, с учетом «Силы Сибири», достигнет 48 млрд куб. м в гoд.
Неделей ранее, 25 января 2022 года, Алексей Миллер и вице-премьер Монголии Сайнбуянгийн Амарсайхан утвердили технико-экономическое обоснование проекта строительства газопровода из России в Китай через территорию Монголии, к строительству которого предполагается приступить в 2024 году. протяженность газопровода на монгольском участке составит 960 км, по нему будет транспортироваться 50 млрд кубометров газа в год.
Газопровод станет продолжением проектируемого российского газопровода «Сила Сибири 2», который помимо расширения экспортного потенциала позволит объединить газотранспортные системы (ГТС) востока и запада России. Тем самым возникнет возможность перенаправлять газ ряда крупных месторождений в нужном направлении, снижая риски достаточно трудоемкой консервации газовых скважин из-за неблагоприятной политической конъюнктуры.
Индия представляет более сложный географический маршрут для газопроводов, но уже есть позитивный опыт поставок российского СПГ. В конце октября 2021 года газовоз «Маршал Василевский» доставил первую партию с завода Ямал СПГ в индийский порт Дабхол. Танкер шел по Северному морскому пути, о постоянно растущем значении которого можно узнать в других материалах РУССТРАТ.
СПГ с проекта НОВАТЭКа был доставлен Газпромом в рамках долгосрочного контракта с индийской компанией GAIL. Индия, 4й по величине импортер СПГ в мире, хочет увеличить долю природного газа в энергобалансе до 15% с нынешних 6,2% к 2030 году, что создает большие возможности для развития СПГ-сектора российского газового экспорта.
Таким образом, попытка организовать ресурсную базу для отказа ЕС от российского газа будет невыполнимой как минимум в ближайшие годы. За скобками прогноза остается готовность правящего класса ЕС принять такое решение, серьезно ухудшающее конкурентоспособность европейского объединения в целом.
Вероятность того, что экспорт энергоресурсов из России будет оставаться в списке целей для санкций или иных мер воздействия будет оставаться высокой до тех пор, пока этот экспорт будет представлять значение для экономического развития Российской Федерации.
Для нейтрализации попыток атаковать энергетический экспорт из России целесообразно использовать имеющееся время для его диверсификации, в том числе за счет заключения прямых контрактов с имеющимися потребителями, а также расширять сферу присутствия на новых рынках.