The Guardian (Великобритания): вот почему скорая экономическая победа над Россией маловероятна
Предстоит долгий путь. С таким посылом Борис Джонсон обратился к депутатам, призвав ужесточить санкции против России.
Предупреждение готовиться к "затяжной борьбе" прозвучало как нельзя более своевременно. Резкого нокаутирующего удара не будет, потому что Владимир Путин успел подготовиться и хорошо окопался.
Казалось бы, бой предстоит заведомо неравный. Россия — крупнейшая страна в мире, но ее ВВП меньше, чем у Италии. А доход на душу населения составляет где-то четверть от британского.
После распада Советского Союза в начале 1990-х годов российская экономика прошла ряд ярко выраженных этапов: первоначальный шок привел к дикой рецессии и завершился финансовым кризисом 1998 года; затем был мощный отскок в первом десятилетии XXI века на фоне бурного роста экспорта нефти и газа; и, наконец, недавняя стагнация, когда сказалась неспособность к диверсификации.
До мирового финансового краха 2008 года российская экономика целое десятилетие росла в среднем на 7% год, однако за три допандемийных года рост составил лишь 2%.
В результате во многих отношениях российская экономика недалеко ушла вперед со времен Советского Союза. Россия по-прежнему богата природными ресурсами и человеческим капиталом, но ее экономика буксует, а связи с Западом ограничены.
Главный экономист инвестиционного банка Berenberg доктор Хольгер Шмидинг (Holger Schmieding) говорит, что Россия — крупный производитель военной мощи и энергетики, но не ключевой рынок для большинства стран. Например, та же Германия экспортирует в Польшу гораздо больше, чем в Россию.
Но, как на собственном опыте убедились те, кому довелось соперничать с Россией в прошлом, внешность обманчива, и есть ряд причин, почему скорая победа Запада маловероятна.
Во-первых, с момента вторжения в Крым в 2014 году Путин активно изолирует Россию от Запада. Были введены санкции, и западный импорт мяса, фруктов, овощей и молочных продуктов оказался под запретом.
Во-вторых, тяга к самодостаточности сопровождается попыткой разнообразить экономику разворотом в сторону Китая. Соглашение с Пекином — опять же от 2014 года — открыло путь к строительству газопровода "Сила Сибири", который заработал в 2019 году.
Китай — вторая по величине экономика мира, и его гигантский спрос на энергию стал одним из тех факторов, что толкнули вверх мировые цены на энергоносители за последний год. А Путин уже одобрил "Силу Сибири — 2".
Свернутый текст
В-третьих, на средства, вырученные на экспорте нефти и газа, Россия возвела прочную финансовую защиту. Москва располагает валютными резервами в размере около 500 миллиардов долларов (369 миллиардов фунтов стерлингов), а ее государственный долг по мировым стандартам крайне низок. Если британский госдолг в ходе пандемии превысил ВВП, то российский не дотягивает даже до 20%.
И эта финансовая огневая мощь вполне может затупить одно из копий Запада на фоне украинского кризиса: запрет России торговать суверенным долгом в Лондоне и Нью-Йорке. Количество российских облигаций на продажу относительно невелико, и лишь 10% в прошлом году купили нерезиденты.
Наконец, у Путина есть и собственное оружие в ответ на западные санкции. Россия поставляет ЕС 40% нефти и угля и 20% газа. Она — крупнейший в мире экспортер удобрений и палладия, ключевого элемента автомобильной промышленности и производства катализаторов.
Кильский институт, немецкий аналитический центр, утверждает, что прекращение экспорта газа снизит российский ВВП на 3%, а прекращение экспорта нефти — на 1,2%. Хотя западные страны смогут наладить поставки из других источников, сокращение неизбежно приведет к росту цен на нефть и газ.
Даже в самые напряженные периоды холодной войны Советский Союз продолжал снабжать Запад энергоносителями. Прекращение поставок нефти и газа обойдется дорого, но этот прием — тактику выжженной земли — Россия уже применяла в своей истории.
Автор: Ларри Эллиот (Larry Elliott)
https://inosmi.ru/20220224/pobeda-253167547.html