Академик Евгений Александров: «Напакостить „западным партнерам“, введя эмбарго, можем хорошо!»
Какими запретами ответит Кремль на антироссийские санкции
Американцы так расстарались в принятии антироссийских санкций, что не заметили, как сами в них завязли, прихватив с собой и Евросоюз. Пока, правда, только одной ногой. Но, как говорится, одно неловкое движение, точнее, решение… Россия ведь и ответить может! Остановив, например, поставки «западным партнерам» цветных металлов. В частности, никеля, без которого не обойтись при выплавке нержавеющих сталей (до 65% от его потребления), а также в качестве компонента для производства различных сплавов, в том числе, на основе меди, для производства элементов питания в производстве аккумуляторных батарей.
Последнее априори ведет к увеличению издержек в машиностроении. Соответственно в разы удорожает стоимость приоритетных у зарубежных автомобилестроителей электромобилей. В среднем, как подсчитал биржевой аналитик из Wedbush Securities Дэн Ив, на тысячу долларов. В минувший вторник торги никелем на Лондонской бирже металлов были остановлены сразу после того, как цены превысили 100 тысяч долларов за тонну. При том, что ограничений конкретно этого металла Запад пока не вводил.
Открытых запасов никеля на суше (то есть, извлекаемых рентабельно) разведано на сегодня и при нынешнем уровне потребления примерно на 100 лет. Для промышленности это так уж и много. И если его востребованность возрастет, а это может случиться из-за санкций, то рынок отреагирует новым резким скачком цен.
«Волатильность стала теперь нормой. И если у производителей электромобилей и батарей нет собственных шахт или твердых долгосрочных контрактов на поставку, никакого выбора у них не останется, и им придется мириться с такими заоблачными и постоянно повышающимися ценами», — считает Саймон Мурс, генеральный директор агентства Benchmark Mineral Intelligence.
Вместе с никелем растут цены и на палладий (используется в каталитических преобразователях), литий и кобальт (применяются в батареях). Из-за чего очень непросто будет сбить цену на электромобильные батареи. Сильнее всего пострадают европейские производители, запутавшись в собственных санкционных сетях. В ЕС, одержимых чистотой окружающей среды, давно мечтают отказаться от авто на бензине и дизельном топливе, перейдя на электромобили, у которых нет выхлопных газов и углеродных выбросов. А заодно снизить до минимума углеводородную зависимость от России. Но из-за собственной марионеточной позиции, ведомые янки, попадают в другую зависимость — связанную с поставками 28-го элемента периодической таблицы Менделеева.
Многие эксперты у нас и на Западе, равно как и на Востоке, считают, что если Москва ответит США и ЕС такими же беспрецедентными санкциями, какими они обложили нас, прекратив экспорт энергоносителей и сырья для промышленности, то это обернется глобальным мировым кризисом. Уже хотя бы потому, что Россия — одна из самых богатых на планете по запасам природного сырья. У нее первое место в мире по добыче и экспорту природного газа и в производстве алмазов. Второе — по экспорту нефти, кобальта, ванадия, платины. Третье — золота, никеля, серы. Четвертое — серебра и фосфатов. Пятое — железной руды… Такие кампании как «Русал» и «Норильский никель» — безусловные лидеры, первый — в выплавке алюминия, второй — в производстве никеля и палладия. Не нам в нынешней политической ситуации надо опасаться санкций!
Свернутый текст
По мнению начальника управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василия Карпунина, рост цены металлов вкупе с относительно слабым рублем может компенсировать для «Русала» и «Норникеля» негативный эффект от возможной переориентации поставок, связанной с санкциями. А кто пострадает в первую очередь, так это Нидерланды, Финляндия и Швейцария, главные импортеры товаров из группы «никель и изделия из него» — более 272 тыс. тонн в год. В денежном выражении это $2.97 млрд.
И все же вероятность запрета оголтелым Западом экспорта российского никеля, как и других цветных металлов не исключена. Мы хоть и лидируем, но и в других странах, на других континентах есть его месторождения.
— Месторождения есть, в частности, в Канаде, Индонезии, но они пока плохо разработаны. Потребуется время, чтобы там вышли хотя бы на третью часть того, что у нас, — рассказал «СП» академик Евгений Александров. — Так что напакостить «партнерам», введя эмбарго, можем хорошо! У нас очень серьезные запасы никеля в районе Ямала. Разработка их ведется ещё со сталинских времен.
«СП»: — Считается, что Запад покупает у нас цветные металлы не только потому, что их у них нет, а из-за экологических проблем, которые они создают.
— Отчасти это так. Их производство грязное, к тому же требует огромных энергозатрат. А, значит, и финансовых. Проще купить.
«СП»: — Если Кремль решится на контрмеры, не проиграет ли сам от этого?
— От эмбарго, не только никелевого, нам ничего плохого не будет. Просто переключимся на Китай. Уже переключаемся. У него есть все, что нам нужно. Они не теряли время, успешно осваивая в минувшие годы современные технологии в электронике, производство потребительских товаров европейского качества.
Продолжает тему Алексей Анпилогов, профессиональный физик, политолог, президент Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание».
«СП»: — На ваш взгляд, Алексей Евгеньевич, насколько масштабными могут быть санкции против экспорта российского никеля?
-- Не думаю, что Запад станет вычленять никель из других цветных металлов. Если решится на запрет, то на всю широкую их номенклатуру. Как, собственно, и наши. И кобальт попадет в список, и никель, палладий, хром, вольфрам, где у нас лидирующие позиции. И, безусловно, марганец, который уже в ближайшее время может стать недоступен зарубежным потребителям.
«СП»: — Но у нас его, кажется, нет.
— Да. В мире он есть только на территории Украины… Группа промышленных металлов вообще неравномерно распределяется по Земле. В этом смысле наши контр-санкции могут разрушить или, как минимум, серьезно затруднить работу металлургии и других необходимых производств. А вот если Запад введет санкции на поставки из РФ цветмета, то мы переживем, думаю, легко. Благодаря Таможенному союзу стран-участников ЕАЭС, который президент Путин с коллегами целенаправленно выстраивал не один год.
В США с сателлитами не учли, что в современной России возможностей ответных мер на разного рода притеснения и запреты куда больше, чем было во времена СССР. Тем более что современная мировая экономика сильно перекошена в сторону сервиса, финансовых услуг. Если убрать всю шелуху, то выяснится, что по разным категориям сырья, продуктов, товаров тот же ЕС обойтись без российского импорта не может. Потому там так боятся ответных мер Кремля.
Помните историю с запретом в 2014-м поставок к нам в страну пармезана и хамона? Многие тогда «на том берегу», да и на нашем тоже, смеялись, что, мол, за запрет? А недавно подсчитали и прослезились: ущерб Европе от него составил 150 млрд. долларов. Подобное будет и с промышленными металлами. Группа их, как я упомянул выше, обширная. Так что полный Армагеддон, «союзнички»!
Ссылка