Магазины стали отменять скидки и промоакции
Поставщики товаров повседневного спроса отменяют промоакции, позволявшие магазинам снижать цены. До сих пор по таким скидкам россияне покупали половину товаров, но сейчас это невыгодно ни производителям, ни ретейлерам.
С конца февраля от проведения промоакций, предусматривающих в том числе скидки на продукцию, отказался целый ряд поставщиков крупнейшего по обороту российского ретейлера X5 Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик»), рассказали РБК в пресс-службе компании.
С отказом поставщиков от части согласованных ранее скидок столкнулась и сеть «Азбука вкуса», сообщил ее представитель.
В сети «Верный», как уточнили в ее пресс-службе, за последнее время от промоакций, которые предусматривают в том числе скидки на продукцию, отказались примерно треть поставщиков.
Промоакции отменяют не только транснациональные компании в рамках отказа от дальнейших инвестиций в Россию, но и отечественные производители — в основном те, кто зависит от импортного сырья, говорит источник РБК в одной из федеральных сетей. По его словам, к каких-то категориях российские поставщики отменяют даже больше промо, чем иностранцы.
РБК направил запросы в торговые сети «Магнит», «Лента», «Ашан».
Кто официально отказался от промоакций
После начала военной спецоперации на Украине ряд крупных транснациональных компаний — производителей потребительских товаров объявили о приостановке инвестиций в российский рынок. Отказаться от капитальных инвестиций, рекламы и промо решил один из крупнейших мировых производителей потребительских товаров — американская Procter & Gamble. Компания решила сократить ассортимент на российском рынке и сосредоточиться на основных необходимых товарах для здоровья и личной гигиены. Среди брендов Procter & Gamble — детские подгузники Pampers, средства для стирки Ariel и Tide, прокладки Always и тампоны Tampax, средства для бритья Gillette, дезодоранты Old Spice.
Об остановке рекламы, промо и спонсорства в России объявила Reckitt — производитель презервативов Durex, пятновыводителей Vanish, средства для стирки Calgon, средства для ухода за кожей Clearasil, обезболивающего Nurofen, лекарства от боли в горле Strepsils.
Капитальные вложения, рекламную и промоактивность приостановила PepsiCo (молочные продукты «Домик в деревне», «Чудо», «Агуша», соки «Любимый», J7, «Фруктовый сад», «Я», снеки Lay's, Cheetos, напитки Pepsi, Lipton, Aqua Minerale).
Насколько сильно россияне зависят от скидок
В 2021 году посетители крупнейших розничных сетей России приобретали со скидкой более 51,6% товаров в натуральном выражении, подсчитала исследовательская компания NielsenIQ. В денежном выражении доля товаров, реализуемых в рамках промоакций, составила 49,7%. Лидерами среди товаров, продаваемых со скидками, были кондиционеры для белья (93% товаров в категории в натуральном выражении), стиральные порошки (80%), средства для мытья посуды (77%), творожные десерты (76%), детское питание (72%) и шоколадные плитки (71%).
Скидки влияют на выбор магазина, в который ходят покупатели: в 2021 году 38% опрошенных NielsenIQ заявили, что меняют магазин в поисках более выгодного предложения.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров связывает высокую востребованность промоакций с тем, что в России в отличие от США и Европы значительно меньше доля магазинов-дискаунтеров, где товары изначально продаются по низким ценам. Покупка товара со скидкой — часть психологии отечественного потребителя, который любит «урвать товар по суперцене», указывает эксперт.
Товары в наиболее промоактивных категориях россияне привыкли покупать со скидкой в 30−50%, и после их отмены рост цен «выглядит резко и действительно может быть очень высокий», признает Бурмистров.
Эксперт приводит пример: бытовая химия часто продается по акции «2 по цене 1», и когда эти акции отменяются, цена вырастает в два раза. Параллельно с отменой промоакций некоторые производители объявили о повышении цен — например, стоимость своих товаров в среднем на 43% повышает Procter & Gamble. В результате это дает «кратный рост» стоимости для потребителей, резюмирует Бурмистров.
Ссылка