Экономические последствия кризиса на Украине
Нарушение цепочек поставок и торгово-экономических связей уже имеют серьезный эффект на мировую экономику. Но последствия будут гораздо масштабней
МОСКВА, 19 марта 2022, Институт РУССТРАТ.
15 марта 2022 г. МВФ опубликовал статью группы авторов, в которой говорилось, что воздействие будет осуществляться по трем основным каналам. Во-первых, повышение цен на такие товары, как продовольствие и энергоносители, приведет к дальнейшему росту инфляции, что, в свою очередь, приведет к снижению стоимости доходов и окажет давление на спрос.
Во-вторых, соседние экономики, в частности, столкнутся с нарушениями в торговле, цепочках поставок и денежных переводах, а также с историческим ростом потока беженцев. И, в-третьих, снижение деловой уверенности и повышенная неопределенность инвесторов будут оказывать давление на цены активов, ужесточая финансовые условия и потенциально стимулируя отток капитала с развивающихся рынков.[i]
Указывалось, что Россия и Украина являются основными производителями сырьевых товаров, а сбои привели к резкому росту мировых цен, особенно на нефть и природный газ. Цены на продовольствие подскочили, а пшеница достигла рекордного уровня.
Помимо глобальных побочных эффектов, страны с прямыми торговыми, туристическими и финансовыми рисками будут испытывать дополнительное давление. Экономики, зависящие от импорта нефти, столкнутся с более широким бюджетным и торговым дефицитом и усилением инфляционного давления, хотя некоторые экспортеры, такие как страны Ближнего Востока и Африки, могут извлечь выгоду из более высоких цен.
Более резкое повышение цен на продовольствие и топливо может повысить риск беспорядков в некоторых регионах, от Африки к югу от Сахары и Латинской Америки до Кавказа и Центральной Азии, в то время как отсутствие продовольственной безопасности, вероятно, еще больше усилится в некоторых частях Африки и на Ближнем Востоке.
В долгосрочной перспективе война может коренным образом изменить глобальный экономический и геополитический порядок, если торговля энергоносителями изменится, цепочки поставок изменятся, платежные сети разорвутся, а страны переосмыслят запасы резервной валюты. Усиление геополитической напряженности еще больше повышает риски экономической фрагментации, особенно в области торговли и технологий.
В еще одном материале сказано, что цены на продовольственные товары уже выросли на 23,1 процента в прошлом году, что является самым быстрым темпом более чем за десятилетие, согласно данным Организации Объединенных Наций с поправкой на инфляцию. Февральский показатель был самым высоким с 1961 года для индикатора, отслеживающего цены на мясо, молочные продукты, зерновые, масла и сахар.
Теперь конфликт на Украине и санкции в отношении России подрывают поставки и, возможно, производство для двух крупнейших в мире производителей сельскохозяйственной продукции. На долю двух стран приходится почти 30% мирового экспорта пшеницы и 18% кукурузы, большая часть которой поставляется через порты Черного моря, которые сейчас закрыты.[ii]
Основными покупателями украинских зерновых в 2021 г. были Индонезия, Египет, Турция, Пакистан, Саудовская Аравия и Бангладеш. Вероятно, что им придется срочно искать альтернативный источник поставок, поскольку посевная на Украине в этом сезоне, скорее всего, будет сорвана.
За последние три недели поступили новости о различных секторах, которые связаны с производством на территории Украины.
Ряд автомобильных концернов (и не только) в Европе покупает у украинских предприятий электрический кабель. Сейчас поставки прекратились, что угрожает срыву процесса всего производства. Электрический кабель в рейтинге украинских товаров на экспорт является технологически самым сложным, поэтому его дальнейшее производство будет зависеть и от наличия необходимых компонентов, и от сохранения в надлежащем состоянии предприятий, которые способны обеспечить весь технологический цикл.
Производство полупроводников во всем мире также пострадало, поскольку основные поставщики неонового газа, который используется в этом высокотехнологичном производстве - это Россия и Украина.[iii]
Завод "Криоин" находится под Одессой и занималаст производством и поставкой таких редких газов как неон, изотопы 20Ne, 21Ne и 22Ne, гелий, ксенон, криптон.[iv]
Другая компания, специализирующаяся на таком производстве, "Ингаз" находится в Мариуполе.[v] Сейчас производственный процесс обеих полностью остановлен.
В Мариуполе также сконцентрирована металлургическая промышленность, чья продукция поставлялась во многие страны - трубы, листовой прокат, арматура, чугун и т.п. теперь не отгружается ни в Европу, ни в другие регионы мира, где были заказчики. Из-за этого ряд инфраструктурных и строительных проектов оказался на грани срыва или заморозки.
Железные и иные виды руды по объемам продаж за рубеж были на приблизительном уровне по доходам с кукурузой и пшеницей. Сейчас их добыча и транспортировка остановлены.
Подсолнечное масло также в списке товаров, которые создают эффект домино. В предыдущие годы Украина добилась рекордного экспорта этого вида товара. В пятерку покупателей входили Индия, Китай, Нидерланды, Ирак и Испания. А в России планируется введение экспортной пошлины на подсолнечное масло, что также отразится на мировых ценах.
Жмых, то есть остатки злаковых культур после выжимки из них масла, также позволял получать в бюджет страны около 1 млрд. долл. в год. Примерно такую же сумму Украине удавалось выручить за продажу семян рапса.
Топливная древесина также относится к топ товарам, которые идут на экспорт с Украины. В последние годы она составляла более 10 % мирового рынка этой специфической категории. Вероятно, пока еще продолжаются отгрузки с западных областей, но вскоре и они будут прекращены.
Небольшой сегмент экспорта занимали и грибы (шампиньоны), в основном для Румынии, Молдавии и Беларуси, но также и в другие страны.
Многие годы важным элементом двигателя украинской экономики были и гастробайтеры, именуемые в соседней стране заробитчанами. Например, в 2019 г. по данным Нацбанка Украины, заробитчане перевели туда 12 млрд. долл., а в то же время приток прямых иностранных инвестиций составил 2,5 млрд.[vi]
Теперь банковская система Украины не функционирует, поэтому этот сегмент экономики просто напросто отвалился. Да и кому пересылать деньги, если миллионы граждан уже покинули страну?
Нагрузка из-за наплыва беженцев теперь ложится уже на страны Европейского Союза. Добавим к этому коллапс правоохранительной системы Украины, при котором начинают себя активно проявлять преступные элементы, в том числе, представители международных группировок. Это касается и ЕС, где в ряде городов коренные жители уже чувствуют себя неуютно и испытывают всяческие неудобства, от краж и порчи имущества до проявлений открытой агрессии.
Вполне естественно также говорить и о фондовом рынке Украины, где котировки акций практически всех национальных компаний поползли вниз еще 22 февраля после признания ДНР и ЛНР со стороны России. Например, акции Укрнафты упали на 9 %, а Укртелеком на 12 7d_ Но сейчас фондовая биржа Украины практически не работает.
Что касается, России, то наложенные санкции и меры по противодействию им, принятые правительством РФ, также переформатируют мировую экономику. Но если в США и ЕС уже слышен глас народа о необоснованно высоких ценах на топливо и электричество, то России это не грозит. Так же как не грозит продовольственный кризис и какие-то серьезные издержки. А вот закрутить гайки для Запада и тех, кто поддерживает антироссийские санкции Москва может еще потуже.
Показательной является дискуссия, которая недавно состоялась в Совете по международным отношениям (США).[vii] Так, Карен Кариол-Тамбур из компании Bridgewater Associates отметила, что "Россия хорошо осознает свою мощь. Она хорошо осведомлен о том, какие товары являются незначительными для его баланса доходов, они не зарабатывают на них много денег, но имеют большое значение для всего мира, потому что являются крупным поставщиком небольшой группы товаров.
Тогда они вроде как могут таким образом перекрыть всю цепочку поставок. А затем мы переходим к нефтяным рынкам, которые просто очень чувствительны политически в таких странах, как наша, потому что просто более высокие цены на нефть крайне регрессивны. Таким образом, мы уже живем с самой высокой инфляцией, которую мы видели за последние сорок лет или около того".
Изабель Матеос и Лаго из компании BlackRock, которая также принимала участие в дискуссии отметила некоторые нюансы, которые влияют на мировую финансово-экономическую систему, сказав, что «мы находимся в новой среде, где, как мы знаем, могут произойти вещи, которые считались немыслимыми. И мне не совсем ясно, что на сегодняшний день существуют значительно лучшие альтернативы существующему набору резервных валют.
И, кстати, для крупнейших держателей резервов в мире, которым является Китай, юань, конечно, не вариант, потому что это не резервнаая валюта. И поэтому у этого центрального банка есть еще большая проблема, чем у всех остальных, с точки зрения финансирования новых резервных активов.
Но я бы сказала, что подавляющее большинство отзывов, которые я сейчас слышу от наблюдателей за резервными валютами, - это, знаете ли, старая мантра безопасности. Ликвидность, доходность - это то, что они ищут в валютных резервах.
В последнее время немного больше внимания уделялось доходности, потому что доходность облигаций везде низкая. И я думаю, что внезапно люди поняли, что на самом деле безопасность и ликвидность действительно имеют значение, и собираются гораздо внимательнее присмотреться к тому, что они держат на своих балансах».
Хотя Лаго явно вводит в заблуждения насчет юаня, поскольку он находится в корзине МВФ с 2016 г., ее слова о немыслимом свидетельствуют о крахе однополярной гегемонии США. Поэтому любые меры России, вплоть до временного прекращения поставок газа и нефти, если это поможет доминироваание доллара и «вылечить» европейских политиков, были бы весьма кстати.