Посмеёмся осенью. Русский ответ Западу
Константин Двинский
Сейчас близок к завершению только первый квартал 2022 года. А инфляция в Европе и в США уже достигла рекордных значений. По итогам февраля в годовом выражении она составила 5,8% и 7,9% соответственно.
Почему нам важно обращать внимание на инфляцию в западных государствах. Они живут по принципам либерального капитализма. Да, где-то его больше, где-то - меньше. Но перестроиться Европа и США пока что не смогли, застряв в архаике конца XX века.
То, что в Еврозоне меньшая инфляция, чем в США, не должно никого удивлять. Просто ЕЦБ запустил печатный станок значительно позже, чем ФРС. Однако ФРС ужесточает свою денежно-кредитную политику, в то время, как европейский станок продолжает работу, разгоняя инфляцию.
Борьба с инфляцией путем ужесточения ДКП обрушит долговую пирамиду западных государств. Бытует мнение, что в американской инфляции сжигается огромный госдолг, но если посмотреть на цифры, то темпы его прироста существенно выше инфляции.
А инфляция для развитых государств перерастает в стагфляцию и в масштабнейший экономический кризис, который не прекращался с 2020 года. И, что немаловажно, этот кризис является структурным.
Высока доля вероятности, что последний гвоздь в крышку европейского гроба осенью забьет Россия. Почему именно европейского? Все же ситуация в США является более контролируемой. Да, она в чем-то сложнее, но центр принятия решения один. В это же время в еврозоне царит хаос и неразбериха. ЕЦБ до сих пор не ужесточает ДКП, в то время, как инфляция во многом (в отличие от России) носит именно монетарный характер.
Но к монетарным факторам прибавляются и фундаментальные. Свой вклад уже вносят энергоносители, цены на которые были разогнаны бесконтрольным выбросом на биржу триллионов долларов и евро. Со временем кризис на рынке энергоносителей перерос в структурный.
Теперь же приближается вторая волна - это продовольствие.
Первое. Из-за цен на энергоносители существенном образом выросла стоимость удобрений. Значительная часть (по некоторым оценкам, до 40% заводов по производству азотных удобрений) приостановила производство. Цены на удобрения выросли в несколько раз. Из Белоруссия калийные удобрения Брюссель импортировать запретил. Из России же отгрузки приостановлены благодаря рекомендациям правительства. Чем меньше вносится удобрений - тем меньше урожайность.
Второе. С Украины в настоящий момент полностью прекратились отгрузки сельскохозяйственной продукции. Но если сейчас могли бы распродаваться остатки предыдущего урожая, то совсем скоро должна начаться посевная. Очевидно, что она будет сорвана.
Третье. Михаил Мишустин подписал указ о запрете экспорта пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. Запрет действует до 30 июня. То есть, до начала следующего сельскохозяйственного сезона. Нельзя исключать, что эмбарго будет продлено и дальше.
Теперь же несколько цифр. В мировом производстве пшеницы Россия и Украина суммарно занимают 14%, по ячменю - 19%, по кукурузе - 4%, по подсолнечному маслу - около 55%. Однако, что касается внешней торговли, то здесь суммарная доля России и Украины в зависимости от урожая составляет 40-55%. Сложно представить, что будет с ценами при ухода этого объема с рынка.
Конечно, никакого голода в Европе не будет. Он может настать в странах третьего мира. Но инфляция Евросоюзу гарантирована. Двузначная с перспективой потери контроля над ситуацией.
Никто не знает, какие будут последствия у надвигающегося кризиса. Может быть, европейцам и удастся справиться. Но такого структурного кризиса не было с третьей четверти XX века. Россия же на этом фоне выглядит более подготовленной. По крайней мере, на базовую продукцию у нас цены вырастут не так сильно, как в других государствах.
Более того, они расти не должны. Но это целиком и полностью задача правительства - выявить спекулянтов, которые прямо сейчас придерживают на складах сахар, и жестко их наказать.
Ссылка