«Среди экстренных мер поддержки – отказ от реализации закона о принудительном лицензировании. Это крайняя мера, которая нас обезопасит в случае дефицита того или иного лекарственного препарата. Еще в прошлом году наш президент подписал закон о принудительном лицензировании, пока мы этой нормой не пользовались. Приостановка действия закона позволит нам в обход всех возможных патентов и защит создавать собственное производство на территории России», – разъяснил эксперт.
Другие меры поддержки связаны с чуть более отдаленной перспективой – это запуск программы «Фарма-2030», которая направлена на решение вопросов импортозамещения в отрасли, на поддержку науки и образования в этом направлении, а также на предоставление льготных кредитов для производителей фармсубстанций и готовых лекарственных форм.
Производство: локализация технологического оборудования и услуг
Руководители станкостроительных предприятий заявили о готовности удовлетворить возросший спрос на отечественную продукцию. Об этом 22 марта представители отрасли заявили на совещании с главой Минпромторга Денисом Мантуровым.
Было отмечено, что на внутреннем рынке уже освоена и производится широкая линейка продукции, а доля иностранных комплектующих составляет 20-40% и может быть в короткие сроки замещена российскими аналогами.
По словам Мантурова, в нынешних условиях особенно важно унифицировать компоненты для станков и актуализировать кооперационные связи между российскими предприятиями.
«Все необходимые компетенции у нас уже есть, сейчас необходимо сделать упор на выпуске унифицированной, высокосерийной продукции», – подчеркнул он.
Производство
Одним из ярких примеров локализация технологического оборудования является компания, занимающаяся развитием мусоросортировочной отрасли, «РТ-Инвест» (Госкорпорации Ростех). Компания уверена в необходимости локализации и считает, что она принесет положительный эффект экономике страны на разных уровнях.
Например, комплекс по переработке отходов компании в Сергиево-Посадском округе стал первым в Подмосковье, где появились роботы-сортировщики. Это полностью российская разработка. Пока технология проходит тестирование и отладку, но за месяц с их помощью уже удалось повысить до 98% отбор фракций, максимально пригодных для вторичного использования. После окончания испытаний аналогичные роботы появятся на всех четырех комплексах «РТ-Инвест».
Компания на примере одного из проектов конкретно объяснила, чем выгодна локализация. Будет затронута не только производственная, но и социальная сфера.
На этапе пилотного проекта «Энергия из отходов» (335 МВт в Московской области и Республике Татарстан) уровень локализации технологического оборудования и услуг составит 64%. При строительстве еще 15 дополнительных заводов уровень локализации составит уже 95%, и дополнительный приток инвестиций в российское оборудование и услуги составит 298 млрд рублей.
Таким образом, расширение проекта в полном объеме создаст приток дополнительных инвестиций в российскую промышленность в размере почти 460 млрд рублей и позволит создать в России новую отрасль с высоким экспортным потенциалом.
Так при наличии готового российского решения в области выработки энергии из отходов появится возможность его экспорта в такие страны, как Индия, Индонезия, Иран, ЮАР и другие, столкнувшиеся с серьезными проблемами в обращении с отходами и планирующие строительство объектов по переработке отходов в энергию, а с учетом «ослабления» рубля российское оборудование становится привлекательным на международных рынках.
Автомобилестроение
Российские производители автомобилей испытывают трудности с комплектующими из-за постоянных экономических санкций со стороны Запада. 23 марта отечественный автоконцерн АвтоВАЗ официально приостановил выпуск транспортных средств на всех производственных линиях на неопределенный срок.
Основной причиной данного решения становится продолжающийся жесточайший дефицит микрочипов,
не позволяющий осуществлять выпуск автомобилей в полном объеме. Руководство концерна пока не комментирует ситуацию. Однако, есть предположения, что один из всех конвейеров запустят на следующей неделе.
В настоящее время производитель пытается решить все проблемы с нехваткой полупроводников, надеясь заключить контракты сотрудничества с другими компаниями, которые работают в этой сфере и готовы к партнерству с российским концерном.
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» опубликовало инфографику «LADA Vesta – кто поставщики?» Из нее следует, что на начало сборки уровень локализации этого автомобиля составляет 71%, в перспективе его планируется довести до 85%. При этом 60% комплектующих Vesta создаются в Тольятти. Локализацию планируется расширить.
Накануне, московский завод Renault снова начал свою работу.В середине марта глава Союза французских предпринимателей Жоффруа Ру де Безье заявил, что французское правительство не давало рекомендаций своим компаниям покидать российский рынок. И вот теперь предприятие в Москве продолжит выпуск моделей Arkana, Duster, Kaptur и Nissan Terrano.
По информации Авто.ру, локализация производства этих кроссоверов в России составляет 60%. 40% запчастей везут из-за рубежа. Поэтому деятельность завода в любом случае будет затруднена из-за санкций. Однако резко возросшие цены на автомобили в России, объем рынка и вложенные в развитие средства не позволяют концерну просто так закрыть российское производство.
Локализация – важный шаг для поддержки отечественный экономики. Она способна развивать социальную, медицинскую, промышленную сферы, создавая препятствия для успешной реализации западных санкций. Таким образом, поддержка этого явления позволит создать безопасную суверенную экономику, которая будет защищена в последующих экономических войнах, инициируемых Западом.