Купить или конфисковать? Ни то, ни другое
Автор: Лена Миро
Председатель Госдумы Володин выступил с идеей -- конфисковывать активы зарубежных компаний из ряда стран, которые решили уйти с российского рынка.
Сейчас, напомню, уходящие/приостановленные предприятия покупают полностью или выкупают их доли у зарубежных владельцев.
Конечно, соблазн конфискации очень силён. И как бы даже оправдание этому есть -- у России тоже замораживаются активы.
Если посмотреть в будущее, то взаимная конфискация по логике приведёт к созданию новых правил, когда бизнес будет защищён в случае политических противостояний.
Это как бы даже плюс.
Однако большой минус в том, что захочет ли кто-то входить на рынок, где активы могут конфисковать, где уже в истории были подобные прецеденты?
Я бы не спешила в вопросе конфискации, несмотря на соблазн всё забрать. А с другой стороны, и с выкупом уходящих предприятий бы не торопилась.
Зачем покупать? Денег, что ли, девать некуда?
«Финский государственный железнодорожный оператор VR Group продаст все свои российские активы, включая дочерние предприятия, занимающиеся грузоперевозками», -- сообщает Коммерсант.
Самое мудрое с экономической точки зрения тут вообще ничего не делать.
Кто хочет закрыться -- закройтесь, но даже свои витрины, остатки товаров, производственные мощности из-за трудностей логистики сегодня увезти проблематично, и это ещё мягко сказано. Возможно, будет дешевле просто бросить, чем вывозить.
Не надо ничего выкупать. Дайте бизнесу самому дойти до конца своих же решений.
Получится ситуация, когда решение о закрытии зарубежных предприятий в России упрётся в дилемму: уйти и всё бросить или не уходить.
А вот уже брошенное, можно кому-нибудь и отдать -- тому, кто сохранит производство, рабочие места для людей, выпуск продукции.
Я, конечно, ещё тот экономист, но я -- за свободу бизнеса. Если кто-то принимает решение, то и последствия пусть разгребает сам.