Конфликт в Молдавии неизбежен
Отказ от русского языка и «проевропейские» махинации на выборах аукнутся Кишинёву тяжелыми потрясениями
Вечером 4 декабря проевропейские партии Молдавии объявили о достижении коалиционного соглашения и готовности сформировать правительство. Все вместе Либеральная, Демократическая и Либерально-демократическая партии контролируют 55 из 101 депутатских мандатов, образуя устойчивое большинство, и имеют, таким образом, возможность определять курс страны на ближайшие годы, а скорее всего, навсегда.
Тон в коалиции задают радикалы из Либеральной партии. Они хоть и набрали в тройке победителей меньше всех, славятся своей безбашенной русофобией. Примерно так же, как и их украинские «коллеги» - националисты из Галиции. Те только что вошли преобладающей группой в правительство и получили поддержку в виде трех министров-иностранцев (одна из них, Наталья Яресько, экс-сотрудница Госдепа). Молдавские «наци» и вовсе хотят сдать государственность собственной страны – слить её с Румынией. И это не преувеличение сумасшедшего публициста.
Лидер Либеральной партии Михай Гимпу вел избирательную кампанию под лозунгами, которые не оставляют сомнений в его намерениях: «Нет — русской оккупации, да — румынской свободе!», «Россия — война и бедность, НАТО и ЕС —мир и благополучие!» Нет сомнений, что пассионарным фанатам Румынии удастся заразить своим настроением и партнеров по коалиции и принять необходимые законы, как удалось выходцам из трёх западных областей Украины захватить власть в Киеве и поставить страну под внешнее управление. Дядя Сэм помог одним, поможет и другим.
Важно понимать, произошедшее не имеет ничего общего с демократией и выбором народа. Парламентское большинство прозападными политическими силами достигнуто с помощью прямого политического насилия и мошенничества. Разве не насилием было снятие от выборов в последний день перед голосованием партии «Родина» (Patria), чьи сторонники, оставаясь молдавскими патриотами, ориентировались на дружественные отношения с Россией? А ведь их, согласно соцопросам, было от 8 до 15 процентов. Часть этих голосов досталась социалистам и коммунистам, но часть не досталась никому, ослабив пророссийский блок в парламенте.
Вторым способом, с помощью которого проевропейские партии усилили свои позиции стали в прямом смысле махинации с избирательными участками за границей, где голосуют молдавские гастарбайтеры. По информации, обнародованной Константином Затулиным, в Италии, где работают 200-250 тысяч молдавских граждан, было открыто 125 участков. В то время как в России, где их даже по самым скромным подсчетам в четыре раза больше, открыли всего 5 участков. По словам главы ЦИК Молдавии Юрия Чокана, каждый зарубежный участок получил по 3 тысячи бюллетеней. То есть в России смогли проголосовать не более 15 тысяч молдавских граждан из миллиона. А ведь это громадная доля избирателей для страны с 3,5 миллионным населением! Назвать это проевропейское мошенничество «чуровщиной», означает обидеть Чурова.
Теперь, однако, поздно пить «Боржоми». Победители насильно потащат Молдавию в ЕС и, по-видимому, в НАТО. Кстати, от командования своей собственной армией Молдавия отказалась еще раньше, согласившись подчиняться военному командованию Румынии, страны-члена североатлантического альянса. Так, постепенно интегрируясь в западные структуры и стряхивая с себя все русское, молдавские политики строят свое собственное политическое будущее.
Начали, как и полагается с главного – с русского языка. Не далее как неделю назад вступил в действие новый Кодекс об образовании республики. Теперь русский язык переведен в разряд факультативных, в то время как английский язык стал обязательным в местных школах. Кроме того, на английском и румынском языках теперь будет вестись вся документация в учебных заведениях Молдавии. После этого вопросов о том, как видится будущее страны ее политической элите не остается. И это при том, что согласно аналитическому отчету «Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности», русский язык в Молдавии считают родным от 20% до 33% населения, а могут объясниться на нем более 90%.
Ситуация в регионе до боли напоминает развитие событий на Украине. Пророссийское Приднестровье, успевшее вырваться из государства «румын» (так называли своих противников участники конфликта в 1992 году) – это Крым, который хоть и с опозданием, но тоже ушел к России. Гагаузия – чужой, непонятный для Кишинева регион, который за свои связи с Россией подавляется и дискриминируется всеми способами – потенциальный Донбасс. Православные тюрки, гагаузы тот еще взрывчатый материал, был повод.
А повод, похоже, находится. По словам лидера автономии Михаила Формузала, руководство Гагаузии получает все больше жалоб на дискриминацию по языковому признаку. Причем самая популярная претензия – отказ врачей обслуживать тех, кто не владеет государственным молдавским языком. Дальше ехать уже некуда. Видимо, центральные власти в Кишиневе не считают уже гагаузов «своими», подобно тому, как Киев не считает «своими» жителей Донбасса и отказывает им в социальных выплатах. Что ж, в этих условиях России ничего не остается, как поддержать тех, кто верил и по-прежнему верит в нее. Результатом такой поддержки да, может быть конфликт, но в противном случае регион станет враждебным нам навсегда.