После подписания в Пратика-ди-Маре в 2002 году Россией и НАТО договора о сотрудничестве сложилось мнение, будто этим самым положено начало диалогу о коллективной безопасности от Атлантического океана до Урала. Однако, вопреки договору, Североатлантический альянс не только расширил свои границы на территорию бывшего СССР, но и открыто заявил о своем намерении идти дальше — до самых рубежей Российской Федерации.
«Все это вызвало неизбежное подозрение Москвы в том, что НАТО намерен продолжать расширение на Восток вопреки законным интересам России», — неоднократно повторял бывший посол Италии в Москве Серджо Романо.
Украинский кризис доказывает: расширение НАТО за счет возможного вступления в альянс новых государств Восточной Европы несет в себе фактор нестабильности, опасный для поддержания «равновесия» на континенте. Деятельность НАТО наносит ущерб отношениям ЕС с Россией — и не только в плане энергопоставок.
Ведь Европа не может обойтись без российского рынка! И чрезмерной готовностью взять под козырек перед Соединенными Штатами лишь наносит ущерб самой себе. Санкции против России – очевидный тому пример. Санкции эти незаконны, поскольку не были одобрены ООН. Санкции принимаются в ответ на незаконные действия государства, Россия ни Соединенным Штатам, ни странам, входящим в Евросоюз, никакого вреда не нанесла.
То есть, нынешние санкции — карательная мера, противоречащая принципу невмешательства в дела суверенных государств. При этом нынешний политический кризис — также и результат либерализации рынка капиталов, в частности, финансово-экономического кризиса 2008 года.
Основная причина сегодняшнего кризиса – финансово-банковская система. От кризисов прошлого века его отличает абсолютное главенство финансового капитала, который стал диктовать свои условия реальному сектору экономики и самой политике государств.
Принимая финансовые, экономические, политические и военные решения, направленные на поддержание стабильности в стране, власти Соединенных Штатов делали это в ущерб мировой экономике. США всегда вели финансовые и экономические войны, чтобы препятствовать росту потенциальных конкурентов. Именно в контексте финансово-экономического кризиса сегодня идет ожесточенная борьба между капиталами, сильнейший в схватке — американский капитализм, наносящий серьезный урон другим странам.
В Европе первенство пока принадлежит немецкому капитализму, действующему в ущерб странам Южной Европы. ЕС был построен на неолиберальных догмах, для защиты интересов крупных финансовых групп. В Европе в настоящее время сталкиваются два противоположных течения. Германия настаивает на продолжении политики так называемой строгой экономии. Однако ее реализация остановила рост экономики, породила дефляцию и кризис потребительского спроса. С другой стороны, такие страны, как Франция или Италия противодействуют политике строгой экономии, которая является основной причиной экономического застоя и порождает массовую безработицу.
Все это привело к падению производства в странах Южной Европы, сократило объем инвестиций, и, в свою очередь, снизило доходы домохозяйств, вызвало рост уровня безработицы. То есть, экономический кризис также использовали для того, чтобы нанести удар по системе социального обеспечения. Сегодня соперничество европейских государств сводится к сокращению объемов мер социальной защиты, урезанию зарплат. И все – для того, чтобы противостоять международной конкуренции.
В связи с украинским кризисом отношения между США, ЕС и Россией достигли самого низкого уровня после окончания «холодной войны». В частности, по «оптимистическим» прогнозам Еврокомиссии, в результате принятых против России санкций бюджетные доходы Евросоюза в 2014 году сократятся на 40 миллиардов, а в 2015 году – на 50 миллиардов евро. Это значит, что самый серьезный экономический спад послевоенного периода — не только следствие финансового кризиса 2007-2008 годов. Санкции уже нанесли и будут наносить ущерб экономикам обеих сторон «санкционной войны», и, следовательно, ударят по экономическим и торговым отношениям России и Европы. То есть, по экономике европейских стран, которые пострадали из-за введения этих мер.
Например, Италия рискует потерять миллиарды евро по причине сокращения своего экспорта пищевых продуктов и потребительских товаров с маркировкой «Made in Italy». Скажем, Италия — традиционный поставщик мебели для российских потребителей. Все это, понятно, лишь ухудшит перспективы экономического роста страны.
Санкции – это настоящий бумеранг. Одобренные правительством Италии санкции еще больше обострили нынешний кризис. Итальянские предприниматели обращаются к кабинету министров с просьбой отменить эти ограничительные меры, и считают их незаконными.
Вместе с Италией страдают и другие страны Южной Европы: Португалия, Италия, Испания и Греция. Но и у Германии есть проблемы: торговыми отношениями с Россией связаны сегодня 26 тысяч предприятий страны. Так что немецкие трудящиеся также дорого платят за решения Берлина. Сегодня их зарплаты меньше, чем в 2000 году, многих берут лишь на временную работу. Давайте зададим себе вопрос: почему же Ангела Меркель принимает решения, противоречащие интересам своей страны? Ведь Германия является самым крупным экономическим партнером России. Может быть, канцлерин шантажируют на основе материалов «прослушки» ее телефонных разговоров?
Требование Соединенных Штатов к европейским союзникам «шагать в ногу», урезание социальных обязательств государств ЕС, сокращение государственного присутствия в экономике и снижение роли профсоюзов не помогают выйти из кризиса. Следует отказаться от близорукой политики новой «холодной войны», у союза Европы и России — стратегический характер, их экономики взаимоувязаны и взаимодополняемы. Сторонники санкций, выступающие против перспектив этого сотрудничества, страдают близорукостью. Они не понимают, что своими действиями наносят западным государствам вред куда больший, чем России.
Луиджи Марино, председатель Общества им. М. Горького в Неаполе и бывший сенатор от Партии итальянских коммунистов.
Источник: interpolit.ru.