Передача одной из статуй Элгина из коллекции Британского музея на временную выставку в российский Эрмитаж проходила в условиях такой же секретности, как какой-нибудь обмен шпионами во время холодной войны, пишет Times. Это не избавило транзакцию от критики со стороны Греции. Однако это далеко на самая интересная моральная дилемма, связанная с сотрудничеством Великобритании и России в области искусства.
Директор Британского музея Нил Макгрегор ловко ушел от противоречивого вопроса о праве на владение собранием древнегреческого искусства, подняв еще более животрепещущий вопрос из области международной дипломатии, подчеркивает британское издание.
Он предложил России рассматривать одолженную Эрмитажу статую как «посла европейских ценностей» – сигнал, который нужен России и всему миру, сообщает Times. А всех, кто придет посмотреть на выставленный экспонат, он призвал расценивать это как «приглашение принять связывающие Россию и Европу ценности и отдалиться от тех, которые пытаются оправдать бандитизм», писал Макгрегор на страницах той же газеты.
Обозреватель Доминик Лоусон, напротив, подчеркивает, что возможность увидеть в музее статую из коллекции лорда Элгина не несет никакой политической значимости, кроме, возможно, того факта, что отношения между российским и британским правительствами еще не окончательно заморожены. Однако крайне нелогично предполагать, считает Лоусон, что если Владимир Путин, например, придет полюбоваться мрамором, он тотчас же решит, что был неправ насчет сближения Украины с Европейским союзом. Или же, что те посетители выставки, которые поддерживают внешнюю политику президента, вдруг уверятся, что присоединение Крыма было предательством всех моральных ценностей, которых якобы воплощает собой древнегреческое искусство.
«Если изучить древних греков, то станет понятно, что они были вовсе не чужды военному делу, а также и продаже своих поверженных врагов в рабство», - отмечает Лоусон. Он предостерегает против распространенной ошибки считать так называемую высокую культуру тождественной высоким моральным качествам.
Более того, пишет автор Times, в истории известны примеры обратного феномена – высокие стандарты, применявшиеся к немецкой культуре, особенно в музыкальной области, служили также для укрепления идей расового превосходства, из которой вырос нацизм. В ряду людей, отличавшихся выдающимся уровнем культуры и одновременно в той или иной мере замешанных в преступлениях фашизма, можно назвать и генерала-губернатора оккупированной Польши Ханса Франка, и австрийского дирижера Герберта фон Караяна, и, конечно, композитора Рихарда Вагнера. Сам Гитлер может выступать примером того, что культурная развитость никак не улучшает моральные качества человека.
Тем временем, то, как нацисты позиционировали искусство, которое «поднимает людей над мелочными заботами дня» пришлось бы по душе любому стороннику «целительной силы искусства», не знай он происхождение цитаты, подчеркивает издание. Вполне вероятно, что ни одно правительство с тех пор не выделяло таких крупных субсидий на искусство, как это делали нацисты.
Именно это и сыграло решающую роль в судьбе многих евреев, которые не бежали вовремя из Германии, так как они опирались на понимание, что страна, придерживающаяся высоких стандартов в культуре не может вести себя так бесчеловечно, поясняет Лоусон.
С древних греков и началась идея «единства добродетелей», согласно которой человек, достойный похвалы по какому-нибудь одному признаку его личности обязательно будет добродетельным во всех остальных. Современная версия этого заблуждения древних греков – это вера в то, что если россиянин по достоинству оценит мрамор Элгина, то он сразу же станет поборником «европейских ценностей» и откажется от «бандитской» внешней политики. Что бы ни думал Нил Макгрегор, статуя Элгина не заставит россиян мыслить как мы, утверждает Лоусон.
Комментарии читателей на сайте Times:
IanJ: Нет, не заставит. Но, по крайней мере, можно немного понаслаждаться тем, что насолили грекам.
Pat Dunphey: ...«приглашение всем посещающим выставку принять связывающие Россию и Европу ценности и отдалиться от тех, которые пытаются оправдать бандитизм». Нил Макгрегор здесь ничего не говорит о тезисе статьи (верном, по моему мнению). Тем не менее, он приглашает всех демократически настроенных россиян, которых достаточно много, избегать противников демократии. К сожалению, бандиты прячутся под ложным покровом демократии, что сильно сбивает с толку среднестатистического россиянина.
Ed Layard: Почему эти статуи в России? Ведь в действии санкции. В Россию надо посылать не предметы искусства, а танки.
Mr David Taylor: Мне даже нравится это решение. Во-первых, это как показать кукиш возмутительным грекам. Во-вторых, это, насколько возможно, поставит Путина в неудобное положение. И Доминик Лоусон точно отмечает единомыслие древних греков и современной России и их обоюдную любовь к тирании. Конечно, никакого политического эффекта не будет, но покорчиться заставит. Мне нравится!
Ju Shapiro: Я согласен с аргументацией статьи. Но, по-видимому, Доминик Лоусон считает превосходный вкус лорда Элгина как коллекционера даром британской цивилизации всему миру, а значит, он упускает из вида то, каким образом еще вредна эта выставка
Если бы Путин посетил эту выставку, это было бы лишним поводом ему подумать: «Ага! Эти британцы с их двойными стандартами, которые критикуют меня из-за Украины, они все еще стремятся к империи».