Но дело в том, что Болгария является самым важным, ключевым звеном проекта "Южный поток" — начальным пунктом входа газопровода в Европу. Этот проект был очень нужен Болгарии. Люди ждали "Южный поток". Но, действительно, руководство страны пошло на поводу у ЕС. Путин совершенно правильно озвучил, что позиция Болгарии является главной причиной для приостановки проекта "Южный поток". Это очевидно. У Болгарии нет никаких ресурсов, чтобы теперь что-то изменить. Сейчас болгарская элита очень и очень растеряна, потому что она думала, что можно играть на разногласиях между ЕС и Россией, и оказалась в полном проигрыше. Я думаю, что сейчас решение Путина по изменению проекта "Южный поток" — самое правильное решение.
— С вашей точки зрения, оценки Путина правильные. То есть — Болгария испытывала большое давление Евросоюза и, по сути, не является суверенным государством. Это так?
— Да, конечно. Это очевидно для каждого непредвзятого аналитика, это видно невооруженным глазом. Это видно и для болгар, для всех тех, кто занимался газопроводом "Южный поток", и для всех остальных.
— На ваш взгляд, есть ли все-таки надежда вернутся к проекту "Южный поток"? Или это решение окончательное?
По-моему, объективная экономическая логика диктует, что через некоторое время Евросоюз все-таки вернется к проекту "Южный поток". Я думаю, что Евросоюз сам является не очень суверенным субъектом. Здесь имеет место очень-очень большой нажим США для того, чтобы были перекрыты все возможные источники питания российской экономической и военной систем. По большому счету, это экономическое и политическое противостояние уже перешло в геополитическую войну. Экономическая логика здесь уже отступает на задний план.
Дело в том, что США надо пресечь все потоки энергоресурсов из России в Европу. Во-вторых, создать площадки для добычи сланцевого газа в Болгарии и других странах Европейского союза. В-третьих, это является большим элементом по нажиму на Россию, стремлением перекрыть все возможные финансовые потоки в Россию, чтобы не допустить развития ее экономики. И в конце концов это является элементом большой игры по смещению режима Путина. Так говорят у нас здесь.
— Американцы сейчас сделали заявления, что решение Путина по "Южному потоку" связано с санкционной войной. То есть это — как бы санкции России. Согласны вы с этой точкой зрения?
- Нет. Во-первых, тут намечается контур какого-то тактического альянса между Россией и Турцией. И это очень интересно, потому что Турция является членом Североатлантического альянса — НАТО. Но Турция пытается играть свою игру, действовать самостоятельно. Поэтому сейчас Путин пользуется этим для того, чтобы нажать на Евросоюз. Специалисты считают, что проект "Голубой поток" может быть построен довольно быстро.
У Турции очень большой интерес по продаже российского газа, в том числе в Евросоюз. Если с Украиной сложности и с Болгарией не получилось, то получилось через Турцию.
Но это очень опасная игра, потому что у Турции другие интересы на длительную перспективу. Здесь совпали тактические интересы России и Турции на какой-то среднесрочный период. Но в стратегическом смысле, по-моему, интересы Турции и интересы России на Балканах и Ближнем Востоке расходятся. Поэтому здесь очень тонкая грань. Россия должна внимательно следить за обстановкой и отстаивать свои интересы.
— В интернете некоторые болгары пишут, что Россия их предала. Президент Сербии Томислав Николич сказал, что они страдают из-за России, из-за решения по отказу от "Южного потока". Как вы считаете, справедливы ли эти упреки и обиды болгар и сербов?
- Обиды и упреки здесь неуместны, потому что это не личные отношения. Это все-таки вопросы геополитики. Вопрос не в любви, а только в расчете. Это раз. Во-вторых, я знаю другое. Очень распространено сейчас в России мнение, что болгары — какие-то неблагодарные твари, потому что русские их освобождали, помогали, а они так "отблагодарили". Но это тоже такое эмоциональное отношение, которое не имеет ничего общего с правдой. Потому что Советский Союз во время Горбачева всех предал, Болгарию в том числе. Болгария — очень маленькая страна, и она не имеет возможности сильно сопротивляться. Если мы будем сопротивляться, то получится как в Югославии в 90-х.
В-третьих, должно быть четкое разграничение между болгарской элитой и простым народом. Пророссийские настроения у народа Болгарии очень сильны. Но элита полностью является прозападной. Это не вопрос любви, тут главное — расчет. Брак по расчету. В четвертых, у Болгарии нет возможности делать реальную суверенную политику, потому что Болгария является не субъектом, а объектом для воздействия североатлантических элит. Это очевидно.
В-пятых, Николич сказал правильно, потому что Сербия сейчас находится в очень тяжелом положении. Она поставлена между Западом и Востоком и должна взять какой-то определенный курс. И сейчас в Сербии силы, которые говорят, что нужно принять разворот на Запад, будут усилены за счет этого заявления Путина. Так что там ситуация очень сложная.
— Все-таки, политика политикой, но ведь Болгария получала бы от газопровода "Южный поток" огромные прибыли. Деньги-то болгарское правительство должно считать? Почему оно легло под ЕС? Или все-таки вступление в еврозону гораздо выгоднее для Болгарии?
- Никакие выгоды здесь не имеют значения. Еще раз повторюсь, Болгария просто не является субъектом политики, а является объектом международной геополитики. Во-вторых, то, что представляется решением Софии, это является на самом деле решением Брюсселя. В Болгарии никто ничего не решает. В-третьих, выгоды, если мы будем торговать и интегрироваться с Россией, нам будет намного больше, чем если мы пойдем в западном направлении.
Но это не является решением суверенного болгарского государства, это решение принято на Западе. Также как и вступление в Евросоюз и НАТО не является суверенным решением болгар. Это расстановка геополитических сил после распада Советского Союза и социалистического блока в Восточной Европе.
Дело в том, что после распада социалистической системы и в называемый период перехода к демократии и рыночному хозяйству Болгария была среднеразвитым европейским государством. Сейчас Болгария — нищее государство. В Болгарии нет индустрии. Болгария была на первом месте во время социализма в развитии микроэлектроники. Сейчас такого уже нет. 2,5 миллиона болгар эмигрировали на Запад, потому что здесь никаких шансов просто нет. Структурная и демографическая картина в Болгарии сейчас ужасающая. Есть целые депрессивные регионы, как в Прибалтике и в других странах бывшего советского блока.
— Мы в России все время ищем союзников и все время как будто в болото проваливаемся.
- У вас союзников очень много в Болгарии, в Сербии и даже в Польше, Венгрии и многих других странах. Но простые люди не решают ничего, к сожалению. С другой стороны, я должен сказать и то, что российская политика в течение этих 20-25 лет была, мягко говоря, очень неумной — и в целом, и конкретно для Болгарии. Потому что не только какие-то экономические связи являются важными. Также как нельзя считать, что интересы "Газпрома" являются интересами России. Это не так. Во-вторых, очень много русских думает, что Болгария является пророссийской цивилизацией. Но у нас в течение этих 25 лет прошло в жизни несколько генераций. Многие по-русски уже не понимают, ориентируются на Запад.
— Российская дипломатия тоже часто не очень умно себя ведет?
— Да, это правда. Категорично согласен. Россия не должна делать то, что делает Запад, западные чиновники.
— А что именно?
- У России должен быть обычный нормальный российский подход к этому. Потому что у России аргументов на порядок больше, чем у западников здесь. Как раз Россия должна навести здесь на Балканах, и в Болгарии в частности, порядок. Россия должна вести дело именно как Россия, а не как какая-то западная Россия, которая хочет как-то эмитировать в болгарское общество свои ценности. Американцы здесь создали университет, и какие-то пророссийские люди стали говорить, что могут основать российский университет. Если у американцев есть какие-то организации, то они должны сделать такие же пророссийские.
Такой зеркальный подход не является умным, он не ведет ни к чему хорошему, по-моему. У России — другие рычаги и другой подход к болгарским реалиям. И поэтому, я думаю, что в Москве, где принимаются решения, должны делать все по-другому. Не надо обезьянничать по поводу западных подходов. Но дело в том, что и в России много людей, которые принимали решения, все-таки это делали с оглядкой на Запад. Как говорил Дугин, "пятая колонна". Это, конечно, правда. То же самое в Болгарии.