Как мы уже писали ранее, вопрос энерготарифов для Курганской области - один из самых болезненных за последние несколько лет. Так, городские жители платят на сегодняшний день за 1 квт/ч 3 руб. 52 коп. Для примера, в Свердловской области электроэнергия стоит 3 руб. 7 коп., Тюменской области - 2 руб. 25 коп., Челябинской области - 2,51 руб., в Ханты-Мансийском и Ямало-ненецком автономных округах - 2,25 руб. Тарифы для промышленных и сельхозпредприятий в Зауралье также значительно выше соседних регионов, киловатт/час варьируется от 5 до 6,8 руб. У соседних областей в два раза ниже.
Прибыль от высоких тарифов оседает в карманах, а точнее, на банковских счетах олигархов - австрийских граждан Бикова и Боброва, известных тем, что эта бизнес-парочка сосредоточила в своих руках фактически всю энергетику Курганской области. "Прибрать к рукам" энергетический комплекс удалось после реформирования РАО "ЕЭС России" в 2005 году. Примечательно, что Биков за два года до этого был советником Чубайса.
Разительные примеры стоимости электроэнергии в Курганской области по сравнению с другими регионами УрФО привел на встрече с президентом в августе тогда еще и.о. губернатора региона Алексей Кокорин. Поручение Владимира Путина последовало незамедлительно - разобраться и поддержать регион.
Спустя три месяца - поддержали. По словам главы Зауралья Алексея Кокорина, ТЭЦ-2 включили в список объектов генерации, работающих в вынужденном режиме по электроэнергии. Ранее она работала в этом режиме по теплу. Губернатор выразил уверенность в том, что это позволит не повышать в 2015 году для предприятий и организаций (то есть юридических лиц) тарифы на электроэнергию и даже их снизить.
"Нам совместными усилиями удалось отстоять, и решение госкомиссией принято по ТЭЦ-2. Она будет работать в вынужденном режиме не по теплу, а по электроэнергии. В результате та инвестпрограмма - около 14 млрд руб. - (по строительству теплоэлектроцентрали, - прим. Накануне.RU) будет ложиться не только на товаропроизводителей Курганской области, но и на все субъекты РФ. Мы считаем, что это справедливо, и с 1 января 2015 года, несмотря на то, что, возможно, произойдет повышение цены на газ на территории Курганской области, тариф будет не увеличен, а будет постепенно снижаться. Это наша совместная победа. Это шаг вперед", - заявил Кокорин.
Единственная оговорка - решение принято на 11 месяцев. Как отметил Кокорин, затем властям снова придется проводить работу по пролонгации данного решения. Другими словами, властям снова придется просить федеральный центр оставить ТЭЦ-2 в вынужденном режиме, иначе цены снова пойдут вверх. И так до тех пор, пока олигархи Биков и Бобров не вернут вложенные инвестиции. Сколько может занять по времени этот период, никто сказать не может, но судя по высокой себестоимости электроэнергии, которую вырабатывает ТЭЦ-2, сделать это они стараются как можно быстрее. Хотя срок окупаемости подобных проектов, по мнению экспертов, должен составлять не менее 20 лет.
Первый заместитель губернатора Курганской области Сергей Путмин рассказал корреспонденту Накануне.RU, зачем станции нужен вынужденный режим по электроэнергии. По его словам, ТЭЦ-2 не может выйти на оптовый рынок как раз из-за высокой себестоимости электричества. Другие электростанции вырабатывают мощности дешевле, но чтобы построенный объект не закрывать из-за его неконкурентоспособности, было принято решение о включении станции в список работающих в вынужденном режиме по теплу. Цену обязаны были оплачивать курганские потребители, теперь когда статус сменился, себестоимость будут оплачивать другие регионы.
"В этом случае расходы, превышающие оптовую цену, распределяются на всех потребителей оптового рынка, таким образом, часть расходов Курганской области перейдет на другие регионы, в основном, Урал. Губернатор считает это справедливым, мы тоже считаем это справедливым, потому что ТЭЦ-2 была включена в генеральную схему размещения электроэнергетики постановлением правительства, она не просто так построена, когда определялись - нашу включили. Мы, оплачивая электроэнергию с оптового рынка, тоже оплачиваем строительство станций, когда-то построенных", - пояснил Путмин.
По словам Сергея Путмина, данное решение позволит снизить одну из составляющих тарифа, но как в конечном счете это повлияет на окончательную цену, сказать в правительстве пока не могут.
"Мы не можем ничего сказать, потому что мы не знаем, как поведут себя цены на газ. Если бы точно знать, что цены на газ не поднимутся, то у нас и тариф бы снизился. Губернатор в этой части свое обещание выполнил, но посмотрим, как оптовый рынок себя поведет и какова будет цена на газ. Специалисты считают сейчас, что при самом плохом сценарии у нас цена не должна повыситься, на фоне повышения других регионов. Пока предположение такое на 2015 год: либо не повысится, либо снизится немного", - подчеркнул Путмин.
В то же время, решение по ТЭЦ-2 не будет распространяться на население. Поэтому простым зауральцам не придется рассчитывать на снижение и без того высоких тарифов.
"Физические лица потребляют энергию по тарифу, который утверждает департамент цен субъекта, наш департамент. У нас часть расходов по электроэнергии для населения возложена на промышленность. Наши предприятия оплачивают часть расходов за людей, даже при снижении издержек для промышленности, мы не можем снижать для людей, потому что вся политика направлена на прекращение перекрестного субсидирования. Нужно к этому приходить, чтобы каждый платил ту стоимость, которую он потребил. Министерство ведет нас к этому, в ФСТ невозможно будет защитить снижение тарифа для людей, потому что сейчас идет политика, что должен каждый платить за себя. У нас десятилетиями промышленность платила за людей", - пояснил Путмин.
Напомним, что Федеральная служба по тарифам издала приказ "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию" на очередной финансовый год - 2015-й. Документ был опубликован в первых числах ноября. В приказе обозначены предельные цены на электроэнергию за один киловатт в час, которые могут установить региональные правительства для населения в своих субъектах. Вместо обещанного снижения запланировано повышение, с 1 июля 2015 года Курганской области разрешено увеличить стоимость киловатта в час до 3 руб. 78 коп. Окончательное решение будет принимать правительство региона в 2015 году.
Что же касается вынужденного режима, то депутаты Госдумы от региона решение правительства РФ поддерживают. Так, например, депутат Государственной думы от Курганской области Александр Ильтяков отметил корреспонденту Накануне.RU, что у предприятий появится возможность для экономии средств. В то же время парламентарий огорчен тем, что только на 11 месяцев.
"Настораживает и печалит это то, что договор только лишь на 11 месяцев, потом снова все вернется или снова нужно работу проводить. Необходимо будет доказывать каждый год. Если мне будет дано поручение отработать эти вопросы, будем отрабатывать и решать", - пообещал Ильтяков.
Однако областные эксперты подвергли сомнению эффективность принятых мер. Так, член обкома КПРФ, заместитель губернатора - директор департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области в 1997-2005 годах Иван Евгенов заявил Накануне.RU, что нужно было принимать решение не о переводе из одного статуса в другой, а пересматривать тарифы для Зауралья.
"Нужно смотреть, при каких решениях были подняты все эти тарифы, разобраться должны были. Поручение президента не выполнено. Разве мы видим, что тарифы снижены? Нет. Тарифы должны были быть снижены хотя бы до уровня регионов Уральского округа - Челябинской, Свердловской, Тюменской областей. Нам говорят, что повышения не будет, но у нас и так тарифы самые высокие, куда еще-то повышать?! Они не дают развиваться области, мы неконкурентоспособны", - считает Евгенов.
По словам бывшего промышленника, а Иван Евгенов всю жизнь проработал на "Курганмашзаводе", к росту тарифов на электроэнергию привело, в том числе, строительство ТЭЦ-2.
"ТЭЦ-2 ничего не дает и она нам не нужна была. Кроме увеличения стоимости тарифов, мы ничего не получили. Затраты надо компенсировать олигархам, возвращать, а каким образом? Только при помощи высоких тарифов для населения! Мы, рядовые жители Курганской области, капитализируем собственность энергомагнатов", - подытожил Евгенов.
Точки зрения, что в росте тарифов виноваты исключительно энергоолигархи, придерживается еще один промышленник - исполнительный директор Курганского регионального отделения "Союза промышленников и предпринимателей" Алексей Симанов, который в 2005-2010 годах занимал пост заместителя губернатора - директора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области. В беседе с корреспондентом Накануне.RU Симанов рассказал, что ТЭЦ-2 вынужденные режимы не нужны, станция должна продавать энергию на оптовом рынке по той цене, которая на рынке складывается. Только в этом случае возврат энергомагнатами вложенных денег будет длительным, говорит он.
Более того, Алексей Симанов заявил, что строительство ТЭЦ-2 было вообще не предусмотрено генеральным планом развития энергомощностей России с 2010 по 2020 годы, поэтому и затраты Биков и Бобров не могут льготно себе компенсировать. По словам Симанова, дело в том, что заниматься модернизацией энергомощностей, а также строить новые, могли территориальные генерирующие компании, которые были созданы после реформирования РАО "ЕЭС". Для компаний были разработаны положения, которые и позволяли произвести гарантированный возврат вложенных инвестиций при выполнении плана правительства РФ.
"Но этот план не является стартом для начала реализации инвестиционного проекта, на который ссылается товарищ Биков, это лишь протокол намерений, что территориальные региональные компании на станциях, принадлежащих им, должны произвести модернизацию. А в генеральный план развития мощностей включались станции от 500 мегаватт и выше. В Курганской области в этот план была включена ТЭЦ-1, а ТЭЦ-2 в генеральном плане не было изначально. Это первая ложь, которую они запустили. ТЭЦ-2 не была включена в генеральный план развития и модернизации мощностей российской энергосистемы. Документов никто почему- то не смотрит", - сказал Симанов.
Как отметил исполнительный директор Курганского регионального отделения "Союза промышленников и предпринимателей", с теми станциями, которые были включены в схему развития Единой энергосистемы, при модернизации или строительстве заключаются договоры о поставке мощностей на определенных условиях: электроэнергия закупается с объектов гораздо по более высоким тарифам, а не по коммерческой стоимости. Это позволяет инвесторам вернуть деньги, которые они вложили. А раз ТЭЦ-2 не было в этом плане, то и в договор на поставку мощностей она войти не может. По словам Симанова, правительство РФ планировало расширение ТЭЦ-1. Планом предусматривалась модернизация, тогда бы станция попала в договор о поставке мощностей. Но, как отметил Симанов, Биков, когда купил ТЭЦ-1, исключил ее из этого плана, потому что к тому времени он уже строил ТЭЦ-2.
"Товарищ Биков строит ТЭЦ-2, он же был советником Чубайса, разрабатывал эти схемы, прекрасно понимал, что он не попадет в льготный режим возврата инвестиций, в распоряжение правительства РФ, где ему будет предоставлено право заключить договор о поставке мощности. Он построил ТЭЦ-2, а потом принудил губернатора Олега Алексеевича (Богомолова - прим. Накануне.RU) ходатайствовать о придании станции статуса вынужденного режима по теплу, не имея на то оснований. Администрация области ходатайствовала по получению этого статуса. Учитывая биковские возможности лоббирования, они это дело провели: Дворкович рекомендует дать статус вынужденного режима. И стоимость была установлена - 640 тыс. за мегаватт, когда станция могла иметь стоимость около 300 тыс. руб. за мегаватт. Мы теперь платим 640 тыс. руб. по вынужденному режиму, потому что за издержки - высокую стоимость - платит та область, которая приняла на себя вынужденный режим", - высказал свое мнение Симанов.
По словам промышленника, решение о переводе из одного вынужденного режима в другой сможет немного повлиять на снижение стоимости электроэнергии, но несущественно. Симанов считает, что вынужденный режим не нужен станции.
"Если он по партизански построил станцию ТЭЦ-2, которую никто не планировал и она противоречит всем правительственным правилам и решениям в развитии электроэнергетики, пусть он сам и рассчитывается за нее. Нужно отменять все постановления о вынужденном режиме - 2013, 2014 и 2015 года. Они не имеют ни технического, ни экономического обоснования. ТЭЦ-2 построена вне правовых норм российской энергетики. Но раз она построена, то станция должна работать по конкурсному отбору мощности - это современная станция, она спокойно обеспечит экономику, но раз ему не дали возможности ускоренного возврата инвестиций, пусть сам и отвечает за это дело. Он нарушил правила, он осознано это делал. В этом случае у нас закупки из федеральной сети были бы на уровне соседей - Челябинска, Тюмени. Мы бы покупали мегаватт мощности не по 650 тыс. руб., как сейчас, а покупали бы по 300 тыс. руб. В цене это 25% от общей цены тарифа. Практически на рубль был бы каждый киловатт дешевле. Но срок возврата был бы 20 лет, а не семь лет, как планируется", - отметил Симанов.
Добавим, исполнительный директор регионального отделения РСПП считает, что за счет вынужденного режима в 2014 году олигархи заработали незаконно 4 млрд руб. из 16 млрд руб. прибыли. Это как раз те деньги, которые предприятия платят за высокие тарифы. По словам Симанова, решение о работе в вынужденном статусе по электроэнергии позволит до 25-30% снизить стоимость с 1 июля 2015 года, но больше 60% "незаконной переплаты" останется.
Корреспондент Накануне.RU попытался узнать мнение руководства "Курганской ТЭЦ" или "Интертехэлектро". Однако, исполнительный директор "Курганская ТЭЦ" Наркис Галиаскаров, сославшись на занятость, отказался отвечать на вопросы, в компании "Интертехэлектро" журналисту предложили написать запрос, что и было сделано корреспондентом. При получении ответа редакция проинформирует читателей.
Примечательно, что на сайте компании "Интертехэлектро" не говорится о том, на основании каких документов возводилась ТЭЦ-2. По назначению объекта написано, что это лишь - "производство тепловой и электрической энергии для энергоснабжения потребителей Кургана (продажа по долгосрочным контрактам)". А вот в журнале, который выпустила компания к торжественному запуску станции, сказано, что строительство объекта генерации предусмотрено Генеральной схемой размещения объектов энергетики до 2030 года, но не приведено полного названия документа, номера, даты, а также информации о том, когда ТЭЦ-2 попала в этот документ. Зато ниже перечислены документы, на основании которых было принято решение о строительстве электростанции: протокол совещания у губернатора Курганской области "О перспективах энергообеспечения Курганской области от 16.02.2006 г.; распоряжение губернатора Курганской области "О развитии генерирующих мощностей в Курганской области от 22.06.2006 г.; соглашение между Курганской областью и ОАО РАО "ЕЭС" России "О взаимодействии по реализации мероприятий энергетических компаний для обеспечения надежного электро-снабжения и создания условий по присоединения к электрическим сетям потребителей Курганской области" от 11.05.207 г.; соглашение между правительством Курганской области и ООО "Интертехэлектро- Новая Генерация" "О сотрудничестве и взаимодействии при подготовке и реализации инвестиционной программы проекта строительства новой генерации на территории Курганской области" от 20.07.2012 г.