Константин Двинский Z, [Пт 05.08.22 16:18]
1/2 На моём канале в очередной раз выходит материал (https://t.me/Kdvinsky/6470), в котором даётся тезис, что текущий курс рубля продолжает оставаться переукрепленным. Конечно, сейчас, когда курс составляет 60 за доллар, уже нельзя говорить об излишней "переукрепленности". Он подходит к своему естественному значению, которое можно определить как +/- 65 рублей за доллар.
В прошлом году, когда вовсю работало бюджетное правило и курс составлял приблизительно 75 р за доллар, он был искусственно ослаблен на 10-15%. Таким образом, равновесный курс тогда составлял около 65. За прошедшие несколько месяцев, учитывая американскую инфляцию, сильных изменений не произошло. В моменте равновесный курс чуть сдвинулся к 70, однако до конца года, когда долларовая инфляция ускорится еще больше, а рублевая - замедлится, равновесный курс вновь откатится до 65. Но для упрощения возьмем диапазон 65-70.
Чуть отступим от темы. Когда речь идёт о курсе доллара к рублю, то подразумевается не конкретно его отношение к доллару, а отношение ко всем основным валютам мира (юань, евро, иену, фунт и т.д.). Учитывая текущие обстоятельства, к ним следует добавить рупию и турецкую лиру. Тем не менее, корреляция при укреплении/просадке идёт примерно одинаковая.
При этом, Россия традиционно имеет торговый профицит, который в этом году достиг рекордных значений. Страны, экономика которых в значительной степени зависит от экспорта, зачастую практикуют искусственное ослабление курса своей национальной валюты.
Конечно, речь не идёт о том, что необходимо обвалить курс в два раза, как это сделала Набиуллина в 2014 году или, хотя бы на 50%. Однако искусственная девальвация на 10-15% является вполне приемлемой практикой. Самый яркий пример - Китай, который уже который год занижает курс юаня к доллару, чем вызывает раздражение в Вашингтоне.
Тем не менее, очень часто можно встретить сторонников так называемого "сильного" рубля, который они определяют исходя не из принципа стабильности национальной валюты, а по её курсу к иностранным валютам.
В настоящий момент курс рубля к доллару (и, соответственно, иным валютам) определяется исключительно конъюнктурой на сырьевых рынках и является по сути спекулятивным. Центробанк упорно не хочет отвечать за стабильность курса, продолжая отпускать его в "свободное правило". Если нефть дойдёт до 150$ за баррель (год назад в газ по 2000$ тоже никто не верил), то курс может уйти ближе к 40 за доллар, а если обвалится до 50$ - то резко девальвирует до 100-120. Данная ситуация является абсолютно ненормальной. У ЦБ есть все инструменты для того, чтобы обеспечить стабильность курса, чётко обозначив его диапазон.
Далее разберу основные аргументы тех, кто ратует за "крепкий" рубль.
Главный из них заключается в том, что при "укреплении" курса будет дешеветь импорт, что снизит цены на потребительские товары. Это не так. Нет ни одного примера, когда при укреплении курса цены на импортные товары массового бы снижались. Конечно, отдельные случаи могут быть, но это исключение из правил.
Увы, но массовое снижение цен в нашей стране не происходит уже на протяжении 75 лет. Хотя по некоторым категориям (например, по топливу) подобное вполне могло бы произойти, что было бы полезно для развития отечественной экономики.
При "укреплении" курса происходит не снижение цен, а увеличение прибыли импортеров. В инфополе появляется тезис, что при "ослаблении" курса растёт рублёвая выручка экспортёров, однако подобное происходит и в обратную сторону.
Импортом в значительной степени занимаются отнюдь не челноки, которые тащат ширпотреб через границу, а крупные компании. Они имеют выстроенную логистику, привлекают банковское финансирование сделок, скупают сразу большие объемы продукции. Всё это существенным образом снижает для них себестоимость товара на единицу продукции, что позволяет выиграть конкуренцию у мелких импортеров.
Константин Двинский Z, [Пт 05.08.22 16:18]
2/2 К примеру, долларовая стоимость условной единицы товара составляет 100$. На российском рынке он продаётся за 10000 рублей. При курсе начала года в 75 рублей за доллар прибыль импортера составляла 2500 рублей за единицу.
В июне, когда курс составлял рекордные за последние годы 51-52 рубля, импортеры увеличили прибыль до 4800–4900 на единицу товара.
Действительно, на некоторые категории импортных товаров (например, по бытовой технике) цены, по сравнению с мартовскими уровнями, существенно откатились назад. Но произошло это не столько из-за "укрепления" рубля, сколько из-за решения логистических и финансовых вопросов. Тогда в связи с западными рестрикциями на рынке возник физический дефицит товаров, что вызвало сильнейший рост цен. Нарушились логистические цепочки, изменились поставщики, что вызвало перебои с доставкой.
Тем не менее, в течение пары месяцев основные проблемы были решены. Однако, несмотря на существенную разницу нынешнего курса в сравнении с январем-февралем ("крепче" на 25%), дешевле импортные потребительские товары не стали. В лучшем случае, цены откатились на уровни начала года, а по многим позициям остаются выше, пусть и не настолько, как в марте. То есть, в результате "укрепления" курса произошло увеличение прибыли импортеров, что НЕ отразилось на ценах (хотя некоторые исключения есть).
При этом аргумент о "долларе за 30" не сказать, чтобы совсем не работает. Он работает в том случае, если покупатель приобретает товар в зарубежных магазинах самостоятельно через условный AliExpress. Тогда, действительно, он выигрывает от "укрепления" курса. Однако в абсолютном большинстве случаев наши граждане покупают импортные товары уж точно не через AliExpress напрямую у производителя.
Далее. Очень часто можно встретить тезис, что защитить внутреннего производителя и избавления его от конкуренции с дешевым импортом можно через введение протекционистских пошлин.
Но тогда полностью теряется логика предыдущего аргумента. Если применять практику массового введения импортных пошлин, то исключается даже теоретическая возможность снижения потребительских цен на импортные товары в результате "укрепления" курса. Правда, в этом случае можно будет изымать сверхприбыль импортеров в бюджет, но при справедливом или же умеренно заниженном (на 10-15%) курсе этой сверхприбыли не будет, а доходы бюджета ещё больше пополнятся от экспорта.
Также слабым моментом данного аргумента является то, что нельзя ввести протекционистские пошлины на те товары, аналоги которых не производятся в России. А для того, чтобы начать их производство, предприятие должно чётко понимать, что оно сможет выдержать конкуренцию с дешевым импортом. Но гарантий того, что как только компания начнёт производить импортозамещающие товары через 3-5 лет после начала масштабных вложений, правительство введет протекционистские пошлины, никто дать не может. Соответственно, ни одно адекватное предприятие не станет инвестировать в импортозамещения, чётко не понимая, каким будет курс хотя бы в среднесрочной перспективе.
При этом, если говорить об импорте услуг, а не товаров, то здесь о выездном туризме, граждане, действительно, выигрывают от "крепкого" рубля. Поездки за границу становятся дешевле и доступнее.
В завершение отмечу следующее. Проблематика курса рубля является во многом ментальной. Многие граждане ещё с 90-х годов и со времен Советского Союза имеют стереотип, что показателем успешности экономики является отношение национальной валюты к иностранным. Это в корне не соответствует действительности. Курс доллара к японской иене составляет 133 иены за доллар. Значит ли это, что японская экономика является менее развитой, чем российская? Конечно нет.
Но многим гражданам просто нравится словосочетание "крепкий рубль". Хотя истинная "крепкость" национальной валюты определяется её стабильностью, а не номинальным курсом.