Константин Двинский Z, [Ср 10.08.22 11:52]
На трассе М-4 "Дон" закончились платные транспондеры. Взять их можно только в аренду. Стоимость копеечная - 5 рублей в день, но выкупить нельзя. Проблема в том, что транспондеры госкомпании "Автодор" являются импортными. Дефицит транспондеров на трассе М-4 в "Автодоре" объяснили "сезонным явлением". Но неужели такая крупная компания не смогла просчитать востребованность аппаратов в "высокий" сезон? Судя по всему, дефицит связан именно с прекращением зарубежных поставок.
Правда, есть и хорошая новость. В "Автодоре" обещают, что уже в 2023 году в Нижнем Новгороде начнётся серийное производство отечественных транспондеров. Если так, то отлично.
Правда, это не отменяет вечного вопроса: что мешало озаботиться проблемой раньше?
"Автодор", без преувеличения, является одной из лучших государственных компаний России. Свои основные цели выполняет практически на 100%. А про такую "мелочь", как транспондеры, забыли.
Константин Двинский Z, [Ср 10.08.22 13:38]
1/2 В июле нефтегазовые доходы бюджета продемонстрировали не самую положительную динамику. Их общий объём составил 770,5 млрд рублей. Это меньше, чем в июле 2021 года (994 млрд рублей). И существенно меньше, чем весной этого года. Тем не менее, время для того, чтобы предпринять меры заранее и обезопасить бюджет, ещё есть.
Нефтегазовые доходы бюджета в настоящий момент являются единственным крупным источником активного стимулирования экономики и преодоления кризисных явлений. Во многом благодаря программам поддержки реального сектора, принятых правительством, экономика России показывает удивительную для многих устойчивость и в перспективе 2-3 лет выглядит даже лучше, чем экономики Европы и США.
В качестве примера приведу новые программы поддержки инвестиций в реальный сектор (https://t.me/Kdvinsky/6495), которые на днях утвердил Михаил Мишустин. Однако помимо купирования сиюминутных проблем, необходимо активно вкладывать в те проекты, которые принесут отдачу на горизонте 10-15 лет. Как, например, Северный морской путь (https://t.me/Kdvinsky/6466).
Понятно, что на всё это нужны деньги. Единственными источниками государственных инвестиций (прямых или косвенных через субсидии) в реальный сектор может быть либо федеральный бюджет, либо Фонд национального благосостояния. Но сейчас о федеральном бюджете.
Как я уже писал выше, резкое увеличение нефтегазовых доходов позволяет утверждать всё большее количество программ поддержки и развития экономики.
Так, за первые полгода уровень нефтегазовых доходов составил 6,375 трлн рублей. Это на 68,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В это же время, уровень ненефтегазовых доходов (в основном - налоги и таможенные пошлины) составил 7,64 трлн рублей. Это только на 2% больше, чем в прошлом году. А, учитывая инфляцию, в реальном выражении даже меньше. Впрочем, падение ненефтегазовых доходов является объективным фактом и их уровень будет восстанавливаться. Поэтому им уделять особое внимание не буду.
А вот с нефтегазовыми доходами не всё так гладко. В июле их уровень составил 770,5 млрд рублей. Это на 22,4% ниже, чем в июле 2021 года (994 млрд). Для большего понимания картины приведу динамику с начала года (в млрд руб):
▪️Январь - 794,5
▪️Февраль - 971,7
▪️Март - 1208,1
▪️Апрель - 1797,7
▪️Май - 886
▪️Июнь - 717,9
▪️Июль - 770,5
Мы видим динамику падения нефтегазовых доходов, начиная с апреля. Правда, на март-апрель ориентироваться не стоит. Тогда была аномальная ситуация, которая вряд ли повторится в ближайшее время. Необходимо разбирать структуру нефтегазовых доходов более детально.
Так, в июле мы видим резкое проседание доходов от экспортной пошлины на газ. Всего лишь 57,3 млрд рублей против 217,4 млрд в июне, 209,9 млрд в феврале и 83 млрд в июле прошлого года. Связано подобное падение с резким сокращением физического объёма экспорта газа в Европу.
Впрочем, в июле, скорее всего, была низшая точка доходов от экспортной пошлины на газ. И в ближайшее время их уровень будет расти. Этому способствует как постоянное увеличение прокачки по "Силе Сибири", так и повышение стоимости газа в Европе (контракты "Газпрома" на 80% формируются с привязкой к спотовой цене с некоторым лагом).
Константин Двинский Z, [Ср 10.08.22 13:38]
2/2 А вот с нефтью имеются вопросы.
Сбор НДПИ на нефть в июле принёс бюджету 640,9 млрд рублей, экспортная пошлина - 43,5 млрд. Для сравнения: в июне эти значения равнялись 655,8 млрд и 35,5 млрд соответственно, а в январе - 634,6 млрд и 52,8 млрд соответственно. Однако в июле нефтяные компании заплатили по НДД (Налог на добавленный доход) целых 306,3 млрд рублей, в то время, как в июле и январе данный вид налога практически не уплачивали.
В общем, при сопоставимых цифрах НДПИ и экспортной пошлине, что-то тянет общий уровень нефтегазовых доходов вниз. И, в общем-то, понятно что. Это так называемый нефтяной демпфер. По нему из бюджета нефтяным компаниям было возвращено 244,2 млрд рублей, в то время, как в июне это значение составило 219,6 млрд рублей. А в январе - скромные 85 млрд рублей.
Обратный акциз на нефть с демпфером - это придумка абсолютно бездарного и бессмысленного нефтяного манёвра, который Минфин запустил с 2019 года.
К слову, разработчиком нефтяного манёвра был заместитель Силуанова Алексей Сазанов. Его суть заключалась в постепенной отмене экспортной пошлины и одновременному повышению НДПИ. Завершить налоговый манёвр предполагается в 2024 году. А что бы сдерживать цены внутри России, которые, логично, пошли вверх после отмены экспортной пошлины, Минфин разработал нефтяной демпфер - компенсацию компаниям разницы между экспортной ценой и внутренней.
Однако ни одной из поставленных целей достигнуто не было. Более того, после всех обратных акцизов нефтяные доходы бюджета даже снизились. Если в 2018 году ещё до налогового манёвра их уровень (НДПИ + экспортная пошлина) был равен 6,782 трлн рублей при средней цене Urals в 70,01$, то в 2021 году при сопоставимой цене Urals (69$) нефтяные доходы (НДПИ + экспортная пошлина - обратный акциз) рухнули на 6,69% до 6,328 трлн. При том, что добыча нефти сократилась на 5,72% с 555,8 млн тонн в 2018 году до 524 млн тонн в 2021. Однако если средний курс доллара в 2018 году составил 62,78 рублей, то в 2021 году - 73,66 рублей. Выше на 17,8%. Таким образом, после начала налогового манёвра нефтяные доходы бюджета в реальном выражении сократились существенным образом.
Возвращаемся к сегодняшнему дню. Расходы бюджета по нефтяному демпферу огромны. За январь-июль они составили 1,526 трлн рублей. Однако отчисления по демпферу увеличиваются для сдерживания внутренних цен. Всё это отвлекает огромные средства бюджета от важнейших задач, стоящих перед нашей экономикой.
Проблему решить легко. Минфин под руководством Силуанова должен признать свою ошибку с налоговым манёвром в нефтяной отрасли и отказаться от его реализации, вернув экспортную пошлину и отменив так называемый нефтяной демпфер. Сейчас уж точно не нужно оглядываться на западных "партнёров" и доказывать, что мы не применяем никакие протекционистские меры для защиты внутреннего рынка. Хотя и ранее в этом раболепии не было никакого смысла.
В общем, ситуацию исправить пока что не поздно. В этом году доходов бюджета будет достаточно для выполнения поставленных задач. А вот к 2023 году необходимо подготовиться заранее. И одним из важнейших решений должно стать возвращение полноценной экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты через отмену налогового манёвра в нефтяной отрасли.