Макрорегион «Донбасс»: ДНР и ЛНР воссоединятся с Ростовской областью
Макрорегион «Донбасс» будет создан из Ростовской области, Луганской и Донецкой Народных Республик, заявил донской губернатор Василий Голубев.
По всей видимости, интегрировать бывшие Донецкую и Луганскую области в состав России после проведения референдумов решено именно так.
«Макрорегион „Донбасс“ рассматриваем в границах Ростовской области, ЛНР и ДНР как содружество регионов.
Сейчас анализируем возможные направления взаимодействия и торговли: энергетический, агропромышленный, металлургический и транспортный комплексы», — сказал глава региона в интервью агентству «Интерфакс-Россия».
По его словам, рассматриваются перспективы создания на территории республики асфальтовых заводов, которые дадут новые рабочие места и чья продукция позволит приводить в порядок тысячи километров дорог, разрушенных войной.
Говорил Голубев и об оздоровлении реки Северский Донец. Дело в том, что Донбасс традиционно считался вододефицитным регионом, и лишь грамотное природопользование в советское время и реализация таких масштабных проектов, как строительство канала «Северский Донец — Донбасс» (а это была огромная комсомольская стройка, — прим. РВ) позволили запитать пресной питьевой водой все города и поселки.
В интеграционных планах также значится «упрощение таможенных процедур», хотя это и вызывает вопросы.
«Точками роста могут стать ТОСЭРы* как особые „зоны“ для распространения компетенций, обмена человеческим капиталом и технологиями», — сказал Голубев.
Попробуем разобрать перечисленное Голубевым подробнее: что касается энергетического комплекса, то по части генерации электроэнергии ДНР самодостаточна — потребности Республики покрывают Старобешевская ТЭС и Зуевская ТЭС. Вероятно, будет рассмотрена возможность экспорта электроэнергии.
Агропромышленный комплекс бывших Донецкой и Луганской областей значительно пострадал за годы вооружённого конфликта, критически снизилось поголовье коров как мясных, так и молочных пород, хотя успешно работают птицефабрики и свинофермы.
Что касается металлургического комплекса, то после полного освобождения Запорожской области и Днепропетровской, особенно Криворожья, восстановится естественный регион полного цикла: добыча руды (Криворожский железнорудный бассейн, расположен в 80–100 километрах к западу от реки Днепр, в бассейне реки Ингулец и её левых притоков — рек Саксагань, Жёлтая и Зелёная, на карте выглядит как вытянутая полоса) — добыча угля (Донецкий каменноугольный бассейн) — обрабатывающая промышленность (Меткомбинат им. Ильича в Мариуполе, коксохимический завод «Маркохим» — это только Приазовье за минусом «Азовстали», которую, напомним, не планируют восстанавливать).
Благодаря развитой, хоть и требующей некоторого ремонта и модернизации сети железных дорог в Донбассе, всю продукцию добывающей и обрабатывающей отраслей можно будет экспортировать «на большую землю».
Что касается транспортного комплекса, то как уже было сказано, огромная разветвлённая сеть железных дорог Донбасса частично нуждается в ремонте, однозначно потребуется разработка новых ж/д маршрутов, ориентированных на Россию.
Например, фирменный поезд «Троянда» с сообщением «Донецк — Москва» после начала войны в 2014 году курсировал по ограниченному маршруту до станции Константиновка, а позже и вовсе был отменен. По согласованию между УЗ и РЖД нитка графика из расписаний исключена.
Вероятно, придётся пустить скоростные электрички между Донецком и Ростовом до аэропорта Платов, пока не будет восстановлен (хотя бы в каком-то виде) аэропорт в Донецке. Расстояние между Ростовом и Донецком составляет всего 205 километров, аналог «Ласточки» сможет доставлять пассажиров за полтора часа.
Сейчас проблема транспортного сообщения ДНР и ЛНР с «большой землёй» стоит очень остро: весь пассажиропоток лежит на автобусах, что создает порой огромные очереди на границах. Кроме того, путешествие в автобусе на дальние расстояния крайне утомительно для пожилых людей, маленьких детей.
Развитие железнодорожных маршрутов станет огромным толчком для целого сектора экономики Донбасса: в Донецке есть железнодорожный институт, который даже во время войны продолжал готовить специалистов высокого уровня.
Если говорить об историческом обосновании создания макрорегиона, то оно очевидно: давайте просто вспомним тот самый знаменитый плакат «Донбасс — сердце России», вспомним, как река Кальмиус (протекает в Донецке) стала границей между Запорожским и Донским казачеством согласно указу российской императрицы Елизаветы от 30 апреля 1746 года. Всё, что лежало к востоку от Кальмиуса, было Областью Войска Донского.
Вспомним, как советский революционер Фёдор Сергеев — партийное имя Артём — горел созданием Донецко-Криворожской республики, проект включал и территорию современной Ростовской области. Увы, ДКР не была учреждена, Донбасс был поделен на две области и включён в состав УССР. Началась украинизация 20-х годов. Всё это обернётся кровопролитной войной многими десятилетиями позже.
Именем Артёма названа главная улица Донецка — она прорезает весь город от железнодорожного вокзала до ДМЗ, именем Артёма назван город, за который сейчас идут кровопролитные бои и который украинские боевики называют Бахмутом, огромный монумент Артёму возвышается над Святогорьем, как бы вырастая из белых меловых гор, на которых рядом с памятником стоит Святогорская Лавра.
Создание макрорегиона «Донбасс» станет возвратом к истории края, воссоединением некогда единого, исправлением одной из немногих ошибок советской власти.