Победитель в войне — Эрдоган
Поскольку Евросоюз проявил полную враждебность к России, на роль посредника в украино-российском конфликте претендует Эрдоган. ЕС и США очень раздражены таким поведением Турции, пишет автор "Шпигеля". Для давления на турецкого президента он предлагает использовать трудности турецкой экономики.
В украинском конфликте турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган выбрал для себя роль миротворца. Но в своей собственной стране он стремительно теряет поддержку. Не переоценивает ли турецкий президент свои возможности?
Говорят, что география – это судьба. Мало к каким регионам мира это относится в большей степени, чем к Турции. Часть страны расположена в Европе, часть – в Азии, Босфор соединяет Черное море с Мраморным.
Турецкие политики всегда использовали в своих интересах особое геостратегическое положение страны. Но никто не преуспел в этом больше, чем нынешний президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.
Эрдоган правит страной с 84 миллионами жителей, однако ведет себя так, будто является представителем супердержавы. Все равно – в украинских делах, сирийских или ливийских – во многих международных конфликтах Анкара не стоит в стороне.
Двойная роль Эрдогана
Особенно четко это проявилось в сделке с зерном, которую Украина и Россия заключили две недели назад при посредничестве ООН и Турции. При подписании соглашения генсек ООН Антонио Гутерреш не мог нахвалиться на турецкого президента. Действительно, теперь зерно вновь будут перевозить кораблями из украинских портов на Черном море в страны, которым иначе грозил бы голод.
В украинском конфликте Эрдоган выполняет двойную роль: он – один из немногих глав государств и правительств, который поддерживает тесные контакты и с Киевом, и с Москвой.
В начале войны многие наблюдатели считали, что "маятниковая" дипломатия может навредить Турции. Но Эрдоган все равно сделал её стержнем своей политики. Поэтому турецкий президент – пока один из немногих победителей на украинских полях сражений.
Еще несколько месяцев назад Турция была чем-то вроде изгоя в международной политике. Своими многочисленными провокационными действиями Эрдоган настроил против себя не только коллег на Ближнем Востоке, но и в Европе, и в США. Теперь же с ним вдруг хотят общаться во всем мире. Совсем недавно НАТО пошла навстречу его правительству, чтобы то отказалось от блокирования вступления Швеции и Финляндии в альянс. Опасность для Турции состоит в том, что Эрдоган, как часто случалось в прошлом, может перегнуть палку.
Когда в 2011 году массовые протесты смели многие диктатуры в арабском мире, прозападные и антизападные, Эрдоган и его тогдашний главный стратег по внешнеполитическим вопросам Ахмет Давутоглу подумали, чтобы смогут заполнить образовавшийся вакуум. По их представлениям, Турция должна была стать ведущей державой в регионе. Эксперты назвали новые амбиции Турции неоосманизмом. Но неоосманизм привел к изоляции Турции, от которой она сейчас медленно освобождается.Флирт между Эрдоганом и Путиным
То, что турецкий президент и в нынешнем военном кризисе в Восточной Европе может переоценить свои возможности, обнаружилось во время его встречи с Владимиром Путиным в прошлую пятницу в Сочи. Эрдоган вовсю демонстрировал свою близость с российским диктатором. Они оба заявили, что будут еще теснее сотрудничать в экономической сфере и что Турция часть своих счетов за газ будет оплачивать в рублях.
А ведь считанные годы тому назад Эрдоган настроил против себя НАТО, закупив российские противоракетные комплексы. Кроме того, тлеющий конфликт между Турцией и Грецией по поводу месторождений газа в Эгейском море продолжается. В этот вторник турецкое судно с буровой установкой вновь должно отправиться в спорную акваторию. Западные официальные лица пригрозили турецкому правительству через газету Financial Times штрафными мерами, если турки станут помогать России обходить санкции.
В конфликте на Украине Эрдоган пытается играть роль посредника. Но своим партнерам по НАТО он иногда кажется двойным агентом, что может стать проблемой для турецкого президента. Как бы он ни старался демонстрировать свою независимость во внешней политике, его собственная страна находится в глубоком кризисе.
Турецкая экономика стоит на пороге коллапса, инфляция в последнее время официально достигла уровня почти в 80 процентов. Эксперты считают, что реальная инфляция вдвое выше. Части турецкого среднего класса грозит обнищание. В такой обстановке турецкие компании больше чем когда бы то ни было зависят от прочных связей с государствами ЕС, на которые приходится более половины их торгового оборота.Сделать дружбу с Россией рискованной
Поэтому флиртуя с Путиным, Эрдоган многим рискует. Показатели его популярности менее чем за год до президентских выборов находятся на самом низком уровне за все время его правления, и этот фактор надо использовать. Возможно, что своим самоуверенным поведением на мировой арене он и импонирует националистически настроенным избирателям, но большинство турецких граждан заинтересовано прежде всего в оздоровлении экономики, а для этого необходимы инвестиции с Запада. Во время одного из опросов большая часть людей назвала экономическое положение страны решающей фактором на выборах. Внешняя политика осталась далеко позади в качестве приоритета.
Автор: Максимилиан Попп (Maximilian Popp)Комментарии читателей:
FMSkgb24
Ему нельзя доверять, он ведет двойную игру. В его поведении есть признаки властолюбия, их можно наблюдать у многих политиков мира. Нам, честным людям, нужно за этим зорко следить.
Hamberliner
Мне интересно, может ли еще Эрдоган воспрепятствовать вступлению Швеции и Финляндии в НАТО. Если да, то это объясняет, почему Путин так его обхаживает.
Chris55555
Сам Эрдоган в одиночку не может помешать вступлению [Швеции и Финляндии] в НАТО, но это вступление еще должен одобрить турецкий парламент, так же как и пять других парламентов. Вступление [Финляндии и Швеции] в НАТО пока еще не ратифицировали Чехия, Греция, Венгрия, Словакия, Испания и Турция.
Evchen
Из-за своей дружбы с Россией он, к счастью, отдаляет Турцию от вступления в ЕС. Да и в НАТО он становится все менее надежным партнером.
Jessie_James
Хотя Эрдоган – и не такой вассал Путина, как Лукашенко, но без посторонней помощи ему вряд ли удастся спасти экономику Турции. Как партнеру по НАТО, ему выпадает особая роль, и этим Путин наверняка захочет воспользоваться. Помимо этого, ЕС пока еще не создал альтернативы Турции, взявшей на себя функции лагеря для приема беженцев. Поэтому Москва, вероятно, будет крайне заинтересована в том, чтобы поддержать кандидатуру Эрдогана на предстоящих выборах. Кроме того, у Эрдогана, конечно, еще есть идеи, как устранить остатки демократии в стране, чтобы нужным образом повлиять на исход выборов. Эрдогану еще далеко до того, чтобы победить на следующих выборов – если они вообще состоятся.