Россия, Украина и мир: политика и аналитика 256+18
Сообщений 981 страница 990 из 999
Поделиться98217 Авг 2022 16:35:13
Константин Двинский Z, [Ср 17.08.22 15:12]
1/2 Министерство экономического развития обновило прогноз на этот год. Цифры, в целом, позитивные. Но, на мой взгляд, всё равно слишком осторожные.
Минэкономразвития считает, что в этом году ВВП упадёт на 4,2%. Это серьезное улучшение оценки, по сравнению с майскими значениями. Тогда прогнозировалось минус 7,8%. Читатели моего блога помнят, что я изначально назвал как эти цифры, так и прогнозы Центробанка (там вообще доходило до минус 10%) бредом. Упасть на 7-10% можно только в том случае, если у тебя на протяжении одного квартала экономика практически не работает.
Либо, если бы добыча нефти в России, следовательно, и экспорт рухнули бы до минимальных значений. Тогда в бюджете не было бы денег на запуск масштабных программ поддержки экономики. Занять триллионы через ОФЗ, как это было в 2020 году, тоже бы не получилось из-за высоких процентных ставок. Пока правительство бы думало, где взять деньги, драгоценное время было бы упущено.
Тем не менее всего этого не произошло. Во-первых, правительство в кратчайшие сроки приняло необходимые меры, в какой-то степени повторив опыт 2020 года. Во-вторых, повезло с внешней конъюнктурой (в т.ч., с нефтегазовой).
Всё это было очевидно ещё весной, в связи с чем я и дал свой прогноз по максимальной просадке ВВП в 4-6%. Тогда мало кто верил в эти цифры, но, как видим, сейчас уже и Минэк даёт подобные значения. Я же, учитывая досточно неплохое развитие событий, скорректирую прогноз в лучшую сторону. Просадка по итогам года будет в 2-3,5%.
Приведу ещё несколько цифр из обновлённого прогноза Минэкономразвития. Инфляция по итогам года составит 13,4% против майских 17,5%.
Средний курс доллара в 2022 году составит 68,1 руб/$. Существенно улучшены цифры по экспорту: 585,2 млрд долларов при импорте в 285,7 млрд долларов.
При этом каким-то образом Минэк рисует продолжение спада в следующем году в 2,7%. Откуда они взяли такие цифры - непонятно. В следующем году ВВП покажет околонулевую динамику. Да и то, за счёт высокой базы первого квартала 2022 года, а также апреля-мая. Во втором полугодии экономика начнёт активное восстановление.
Как бы то ни было, всё это, конечно, хорошо, но имеется два серьёзных вызова на которые я бы обратил внимание, и на которые ответа правительство пока что не даёт. А они в перспективе гораздо важнее тех цифр, которые мы получим по итогам этого года. Всё же лучше упасть на 5% и затем вырасти на 10%, чем упасть на 2% и вырасти следом на 4%.
Первый вопрос - динамика потребления. В настоящий момент спад в моменте можно оценить в 8-9%. Скорее всего, это низшая точка, после которой неизбежно начнётся восстановление. Но главный вопрос - каким образом и в какие сроки оно будет происходить. Естественно, чем раньше оно произойдет и перейдет к росту, тем лучше.
Спад потребления серьезным образом сказывается на розничной торговле. По итогам года она продемонстрирует один из самых негативных показателей (минус 7-8%). Розничная торговля - огромное количество рабочих мест, занятых в предприятиях малого и среднего бизнеса. То есть, падение потребления влечёт за собой целую цепочку негативных последствий.
Следовательно, государству необходимо предпринять более решительные действия для временной поддержки уровня потребления. Сделать это можно, повторив опыт 2020 года, когда в течение нескольких месяцев некоторым категориям граждан (пенсионерам, семьям с детьми) предоставлялись разовые выплаты. Возможно, мы увидим подобные меры.
Однако сейчас складывается такое впечатление, что правительство ожидает решение проблемы через оживление потребительского кредитования. Действительно, после стремительного снижения ключевой ставки потребительское кредитование показывает рост. Так, в июле займов было оформлено на 200 тысяч больше, чем в июне (1,1 млн против 900 тысяч). Но темпы недостаточны. При такой динамике потребактивность будет восстанавливаться не меньше года. Такого времени у нас нет.
Константин Двинский Z, [Ср 17.08.22 15:12]
2/2 Второй негативный момент - ожидаемый провал инвестиций в реальный сектор, который случится в первом полугодии 2023 года. Тогда будет пройдена низшая точка.
Минус по инвестициям в 2022-2023 годах можно оценить в 15%. Это достаточно серьезная цифра, которая закладывает негативные перспективы среднесрочного роста экономики. Выпадающие объемы инвестиций составят около 4 трлн в 2022 и 4,5 трлн в 2023 году. Про 2024 год говорить пока рано.
Следовательно, государство должно не просто найти эти 8,5 трлн рублей, но и эффективно вложить их в реальный сектор экономики. Наиболее оправданными с точки зрения эффективности здесь будут прямые государственные инвестиции, которые можно взять из нефтегазовых сверхдоходов. Но для этого будет необходимо зарубить на корню инициативу Силуанова по возрождению бюджетного правила.
Однако нефтегазовые сверхдоходы, в лучшем случае, смогут обеспечить 4-5 трлн прямых государственных инвестиций в реальный сектор. Остальные 3,5-4,5 должен будет вложить частный сектор. Это уже вопрос разработки и реализации соответствующих программ поддержки экономики.
В общем, вывод следующий. В этом году всё складывается относительно неплохо. Россия выходит из кризиса с минимально возможными потерями. Однако вопрос состоит в том, как долго Россия будет переваривать последствия 2022 года.
Помощь в адаптации экономики под текущие реалии - явно не то, чем должно заниматься правительство. Кабмин должен самостоятельно формировать экономическую повестку, задавая соответствующие тренды, а не следуя им.
Положительные примеры, к слову, имеются:
🚩Беспрецедентные программы. Мишустин запускает инвестиции в реальный сектор (https://t.me/Kdvinsky/6495)
Впрочем, я склонен полагать, что в экономическом (не в финансовом) блоке правительства владеют ситуацией и соответствующие меры постепенно приниматься будут. Правительство Мишустина-Белоусова доказало свой профессионализм как в 2020, так и в первой половине 2022 года. Поэтому остаётся только дождаться соответствующих решений.
Поделиться98717 Авг 2022 18:29:47
[Переслано из КРИСТАЛЛ РОСТА]
🇬🇧10,1% — в Британии двузначная инфляция впервые за 40 лет
▪️В июле инфляция в Британии разогналась до двузначных значений (+10,1%) и превысила прогноз (+9,8%), — официально сообщило (https://www.ons.gov.uk/economy/inflatio … ion/latest) сегодня британское статистическое ведомство ONS
▪️Основной вклад в рекордную британскую инфляцию внес рост цен на продовольствие (+12,7%), а также резкое повышение стоимости топлива (+43,7%) на фоне энергетического кризиса, вызванного антироссийскими санкциями
▪️В 15 странах Евросоюза инфляция уже стала двузначной, а в странах Прибалтики превысила 20%
«КРИСТАЛЛ РОСТА» ранее информировал об оценке Председателя ЦБ Британии Эндрю Бейли (https://t.me/crystal_book/930), согласно которой Британию ожидает «апокалиптический» рост цен и «шокирующее падение доходов британцев», а также информировал об оценке Bloomberg (https://t.me/crystal_book/819), согласно которой, причиной падения экономики и инфляции в Британии является резкий роста цен на энергоносители из-за антироссийских санкций
Источник: https://www.ons.gov.uk/economy/inflatio … ion/latest
Поделиться99017 Авг 2022 19:50:19
Константин Двинский Z, [Ср 17.08.22 19:48]
1/2 Федеральное сетевое агентство Германии бьёт тревогу. В случае полного прекращения поставок из России запасов газа в Германии хватит всего лишь на 2-2,5 месяца. Однако нынешний незначительный объем поставок по "Северному потоку" примерно в 30 млн кубометров в сутки, продлевает этот срок до 3-3,5 месяцев. Разумеется, определяющим фактором станут погодные условия в зимний период.
Почему я особое внимание уделяю Германии? Объясню кратко и упрощённо. Германия занимает ключевое положение в экономике Евросоюза. Немецкий экспорт традиционно обеспечивал положительное сальдо торгового баланса. Например, по итогам 2021 года оно составило 172 млрд евро. Куда дальше шли эти деньги? Они прямо или косвенно направлялись на поддержку экономик стран периферии Евросоюза. В основном, через покупку евробондов этих государств.
Для Германии это было выгодно, поскольку обеспечивался рынок сбыта для немецких производителей. То есть, деньги ходили туда-сюда, а реальный сектор работал.
В виду энергетического кризиса торговый баланс Германии стал резко сокращаться. Например, в мае впервые за 31 год был зафиксирован дефицит торгового баланса в размере 1 млрд евро.
Если же смотреть статистику по кварталам, то положительное сальдо в I квартале составило 24,1 млрд евро против 55,5 млрд в I квартале 2021 года. Во втором квартале цифры равнялись уже 8,9 и 42,1 млрд евро соответственно. По первому полугодию 33 млрд против 97,7 млрд за аналогичный период прошлого года.
Торговый баланс страдает как от сокращения физического объема экспорта, так и от стремительного роста импорта из-за увеличения цен на энергоносители. В общем, деградация немецкой экономики повлечет за собой спад в экономике практически всех стран Евросоюза. В условной Италии или Испании газа, может быть, и хватит. Но вот с платежным балансом и бюджетом могут возникнуть колоссальные проблемы. Если ранее кризис неплатежеспособности был только в Греции, то теперь подобный сценарий может повториться по большинству стран ЕС
Поэтому энергетический кризис - это не только сугубо газовая или нефтяная тема. Он имеет серьезное и интересное продолжение. Вопрос не в том, замерзнет Европа или нет этой зимой. Вопрос в том, насколько глубокое будет падение и сможет ли Европа вообще восстановиться после кризиса.
Константин Двинский Z, [Ср 17.08.22 19:48]
2/2 Итак, в Федеральном сетевом агентстве Германии заявили, что при прекращении поставок газа хватит на 2-2,5 месяца. Надо понимать, что речь идёт не столько непосредственно о декабре-феврале (календарной зиме), сколько о всём отопительном сезоне, который длится с сентября по первые числа апреля.
И это при условии, что газовые хранилища Германии будут заполнены не менее, чем на 95%. Сейчас они заполнены на 77%, процесс закачки идёт бодро и с опережением графика. Но что такое хранилища газа? Они актуальны тогда, когда зимой необходимо поддерживать баланс при стабильных поставках. Даже тогда, когда в Германию газ по "Северному потоку" поступал на полную силу, а также осуществлялись поставки по Ямал-Европа в три раза больше, чем сейчас по ГТС, Германия всё равно зимой расходовала практически все запасы газа. К концу отопительного сезона в хранилищах оставалось около 20%.
Сейчас, очевидно, что расход газа из ПХГ этой зимой будет проходить куда большими темпами.
В настоящий момент Берлин отчаянно пытается заменить выпадающие поставки по "Северному потоку" сжиженным природным газом. В январе предполагается ввести два СПГ-терминала. Один - в Вильгельмсхафене на 7,5 млрд кубометров в год. Другой - в Брунсбюттеле на 5 млрд кубометров в год. Суммарно они могут покрыть порядка 9% потребности Германии в отопительный сезон, обеспечив импорт порядка 34 млн кубометров в сутки.
Теоретически пройти зиму при тёплой погоде Германия сможет. Особенно, учитывая планируемое сокращение потребления газа на 20%. Однако вопрос заключается не только в физическом объеме газа, сколько в его цене.
В настоящий момент стоимость газа в Европе на площадке TTF колеблется в районе 2400$ за тысячу кубометров с перспективой роста до 4000$ в отопительный сезон.
Правительство Германии заключило соглашение с Uniper, RWE и VNG об обязательных поставках СПГ через вышеназванные терминалы. То есть, компании обязаны покупать газ при любой его стоимости.
При росте спроса СПГ в мире больше не станет. Новые крупные мощности будут введены не ранее 2024-2025 годов. Следовательно, Европа будет забирать значительную часть свободных объемов, перетягивая их из Азии. Но Китай также не может остаться без СПГ. А Пекин, учитывая рекордное положительное сальдо торгового баланса, вполне способен посоревноваться за газ с Европой. Подобное будет означать ещё больший рост стоимости "голубого топлива".
Следовательно, зимой Германия уйдет в перманентное отрицательное сальдо торгового баланса, что скажется не только на немецкой экономике, но и на экономике всего Евросоюза. Скорее всего, уже в третьем квартале сальдо будет околонулевым, а, начиная с четвертого - в хорошем минусе.