О том, что победу в этом "конкурсе" одержат именно те издательства, в частности "Просвещение", "Дрофа" и "Русское слово", которые озвучил господин Чубарьян, многим было хорошо известно задолго до начала самого "конкурса", и лично мне об этом еще в ноябре 2014 г. торжественно поведала сотрудница возглавляемого им Института всеобщей истории РАН, руководитель центра по интеграции образования и науки господа Майер, которая прямым текстом сказала примерно следующее: "Не будьте наивным чукотским юношей, в конкурсе будет участвовать только 3-4 издательства, у которых блестящие лоббистские возможности".
Конечно, никакого "всенародного", "эпохального", "впервые в истории человечества" и прочего обсуждения концепции и самих учебников истории просто не было в природе, все ограничилось традиционными кулуарными посиделками в рамках мертворожденной Всероссийской Ассоциации учителей истории и ряда членов РИО, где председательствуют те же господа Чубарьян и Петров.
Что касается заявлений Александра Огановича относительно того, что члены конкурсной комиссии "до последнего ждали" и что "никто из авторов не изъявил желания" и прочее "бла-бла-бла" – все это чистой воды лукавство, если мягко говорить. Я лично разговаривал с ним дважды в ноябре 2014 г. - первый раз воочию в его же институте, и второй раз - по телефону, предложив членам конкурсной комиссии свой учебник на экспертизу, но абсолютно никакого ответа так и не получил, мне лишь было сказано, чтобы я позвонил через недельку, и я прекрасно понял, куда и на какой временной отрезок меня интеллигентно послали…
Более того, еще раньше я отправил письмо на имя председателя Российского исторического общества господина Сергея Нарышкина, и довольно быстро получил от руководителя его секретариата ответ, что мое письмо получено, зарегистрировано под определенным номером, и по нему дано поручение Андрею Петрову и Сергею Шахраю связаться со мной и продолжить работу по данному поручению в рамках РИО. Но все лето я прождал зря, а когда в сентябре 2014 г. мне все же удалось дозвониться до секретаря Петрова, она мне сообщила, что никакого поручения Нарышкина они не получали, и что вообще этот вопрос потерял свою актуальность, а занимать время столь великого человека – целого начальника аналитического управления аппарата Государственной думы, господина Петрова - подобными пустяками не стоит. Для чего я об этом? Чтобы на конкретном примере показать - а была ли возможность заявиться авторам? Была.
Обратите внимание на ту часть выступления Чубарьяна (с 5 минуты ролика), где он невнятно, даже как-то мимоходом, говорит про финансовые аспекты экспертизы учебников, а между тем именно они играют ключевую роль во всем этом "конкурсе", ибо так называемая экспертиза - дело очень дорогое и под силу лишь тем издательствам, которые будут иметь гарантии того, что они многократно отобьют свои "бабки", получив от Минобрнауки гарантии распила бюджетных средств, выделенных на издание новых учебников.
И теперь последнее: наши доблестные либералы от науки и госслужбы в очередной раз надули президента страны – им была поставлена задача не просто создать единый культурно-исторический стандарт, но и создать единую линейку учебников истории России для всей единой многонациональной страны, но они опять утопили все в асмоловской "вариативности", выдавая социал-дарвинистскую, а по сути либерал-фашистскую "вариативность" за новое слово в науке и технике.
Кстати, от издательства "Просвещение" этот "конкурс" прошла линейка господ Александра Данилова и Олега Хлевнюка. Причем, что примечательно, первый до сих пор является руководителем отдела гуманитарных дисциплин издательства "Просвещение", а второй только что по заказу американских спонсоров в издательстве "Corpus", который основал небезызвестный господин Сергей Пархоменко, выпустил эпохальный русофобский труд "Сталин. Жизнь одного вождя" (2015).
А вот реальное доказательство той лжи, которую озвучили господа Чубарьян и Петров на данной пресс-конференции: это отзыв участника той же пресс-конференции господина Панкина на мою рукопись (книгу для учителей и учебник для детей), который он мне прислал еще в августе 2014 г.
"Уважаемый Евгений Юрьевич!
С большим интересом прочитал материал, который Вы прислали. В настоящий момент на книжном рынке существует огромное количество пособий для учителей истории. Большая часть из них касается отдельных событий или отдельных тем. Отличительной особенностью Вашей работы является историографический подход к изложению материала. Учителя профессионала отличает не столько знание материала, сколько знакомство с многочисленными мнениями историков по той или иной проблеме. Сегодняшние школьники обладают широчайшими возможностям доступа к информации. Но их любопытство редко направлено на то, что составляет основу ремесла историка - знакомство с объемным (многомерным взглядом) на исторический процесс. Будем откровенны - современный учитель не всегда имеет желание или возможности знакомиться с подлинно научной литературой. Огромная работа, проделанная вами, заслуживает глубокого уважения. Учитель, открыв Вашу книгу, может быть в курсе современных подходов. Этот материал будет востребован и школьниками. В связи с утверждением новой концепции историко-культурного стандарта все перечисленное становится особенно актуальным. Ваша работа выходит далеко за рамки перечисленных в Концепции дискуссионных вопросов, которые названы в документе. Важно и то, что в условиях подготовки новых учебников, учителя уже сегодня могут получить материал, который позволяет работать по принципам, которые намечены концепцией. Считаю, что книга для учителя является профессиональным продуктом, актуальным для учителей.
Выводы: учебное пособие для учителя заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендовано для публикации и будет востребовано учительским сообществом; пособие для учащихся может рассматриваться как подготовительная работа по формированию содержательной составляющей заявки на участие в конкурсе на новое учебное пособие.
P.S. Уважаемый Евгений Юрьевич! Все вышеизложенное готов оформить на бланке московского отделения ассоциации.
С уважением, директор ГБОУ СОШ № 1741 ЗОУО г. Москвы
Заслуженный учитель РФ, председатель московского отделения Всероссийской ассоциации учителей истории
Панкин Павел Павлович"
Историк, автор учебников по истории России для учителей, школьников, абитуриентов и студентов Евгений Спицын специально для Накануне.RU