* * *
Систему власти, сложившуюся на Украине за 23 года независимости, точнее всего определить термином клептократия. Коррупция пронизывает все слои украинского общества, от дорожной полиции до судов и от коммунальных служб до сферы государственных закупок. Государственный переворот 2014 года, совершенный под лозунгами борьбы с коррупцией, ситуацию не улучшил, а ухудшил.
В соответствии с данными ежегодного отчета Transparancy International за 2014 год Украина по показателям коррупции опустилась ещё на одну ступеньку и заняла 144 место среди 175 государств. По соседству с Украиной, остающейся самым коррумпированным государством Европы, расположились Уганда, Коморы, Центрально-Африканская Республика, Камерун, Нигерия и Папуа-Новая Гвинея. По оценкам иностранных инвесторов, объём теневой экономики на Украине достигает 60 % .
Один из ведущих экономических экспертов Украины А.Охрименко считает, что уровень коррупции при новой власти возрос в разы. Теперь взятки берут все. В результате размеры откатов по особенно выгодным военным заказам выросли, например, до 75% от суммы заказа. Активизировались и рейдеры. В частности, сотрудники Госреестра под давлением или за взятки меняют в базе данных фамилии собственников. Таких наглых правонарушений никогда раньше не было. Не отходя от компьютера, в течение нескольких минут можно украсть предприятие у законного владельца, что чрезвычайно отпугивает иностранных инвесторов. Наибольший уровень коррупции эксперты ОЭСР фиксируют в сфере государственных закупок, на которые приходится 57% случаев коррупции.
Аудиторская компания Ernst & Young опросила 2,7 тыс. руководителей компаний из 59 стран мира, и 60% украинских бизнесменов признали, что взяточничество в стране — «привычное явление».
Даже военная сфера, помощь для которой выпрашивает Киев, мотивируя это «священной войной в защиту Европы и всего свободного мира», не избежала разворовывания. В Интернете открыто продаются поступающие в качестве иностранной военной помощи пайки и бронежилеты, а мобилизованные украинские граждане с легкостью откупаются от службы в армии. По сведениям специалиста офиса НАТО на Украине А.Лапко, сумма взятки для получения фальшивого медицинского свидетельства о непригодности к службе составляет 2 тыс. долл. Столько же стоит покупка снаряжения, которое бойцам не выдают из-за коррупции в Министерстве обороны.
Американский экономист Ричард Ран считает несостоятельными аргументы Киева о высоких расходах на войну, поскольку на военные нужды украинские власти тратят меньше 1 % ВВП, а «большая часть бюджета Украины, похоже, идёт на разные схемы покупки голосов и старомодные взятки». Потому, по его мнению, новая финансовая помощь Украине без реформ будет пустой тратой денег. Его позицию разделяет и известный украинский экономист О.Соскин, считающий, что деньги МВФ распределят между ведущими финансовыми группами, во главе которых стоят П.Порошенко, И.Коломойский, А.Турчинов и другие представители власти. 55% полученного в текущем году транша МВФ пошло правительству, а 45% - Национальному банку. Они будут прокручены через старые коррупционные схемы выпуска облигаций внутреннего государственного займа и льготного рефинансирования избранных частных банков, которые контролируют Порошенко, Коломойский и группа Яценюка - Турчинова.
* * *
Всего за год на Украине разразился ряд крупных коррупционных скандалов, каждый из которых в любой стране Запада смёл бы правительство. Однако в Киеве на это не обращают внимания, а сама «борьба с коррупцией» является способом политической борьбы.
Яркий пример - открытие уголовного дела против представителей Министерства энергетики Украины и «Укринтерэнерго» в связи с закупками южноафриканского угля. Развязав войну против Донбасса, основного угольного региона Украины, правительство поставило страну на грань энергетической катастрофы. Было принято политическое решение закупить 1 млн. тонн угля в ЮАР. А когда первые партии угля поступили на Украину, выяснилось, что он не подходит для украинских ТЭЦ. В коррупции обвинили подписавших контракт представителей Минэнерго и «Укринтерэнерго». Генеральная прокуратура Украины задержала руководителя «Укринтерэнерго» Владимира Зиневича за растрату 30 млн. долл. при покупке некачественного угля из ЮАР, а также обвинила его в завышении цен при продаже угля украинским потребителям. Однако после парламентских выборов поменяли состав правительства и о громком расследовании немедленно забыли.
Сотрясением воздуха закончились и обвинения Юлии Тимошенко, которая разоблачила коррупцию в государственной энергетической монополии «Нафтогаз». По ее утверждению, себестоимость добычи газа на Украине составляет менее 23,5 долл. за 1 тыс. куб. м, но из-за возросших откатов украинским потребителям газ продаётся по завышенным ценам. Тимошенко обвинила также региональных газовых трейдеров в подмесе в газ азотистых добавок, что снижает его теплоотдачу, приводя к повышенному расходу и увеличению коммунальных платежей. Дополнительную прибыль торговцы кладут себе в карман. Однако дело до конца доведено не было, поскольку цель Тимошенко - не наведение порядка в энергетическом секторе, а борьба с А.Яценюком.
Правительство А.Яценюка подвергается давлению и со стороны П.Порошенко. Представитель президентской фракции в парламенте С.Каплин внес законопроект о создании следственной комиссии по расследованию фактов коррупции премьер-министра А.Яценюка и членов Кабинета министров Украины. Поводом стал доклад бывшего главы Государственной финансовой инспекции Украины Н.Гордиенко, обвинившего кабинет Яценюка в хищениях на сумму 7,58 млрд. грн. Фининспекция обнаружила хищения на таких государственных предприятиях, как «Украинские железные дороги», «Укргазодобыча», «Укрпочта», «Укржелезнодорожпоставки», «Укртрансгаз» и «Нефтегаз». Ответом правительства А.Яценюка стало увольнение Н.Гордиенко и заведение уголовного дела теперь уже на него самого. А Яценюк сохраняет свой пост.
И ещё одна цифра: сумма взятки для получения должности в созданном после «революции достоинства» Антикоррупционном бюро достигает 100 тыс. долл. Тем, кто готовы заплатить такие деньги, обещают, что в течение трех месяцев они компенсируют свои расходы.
* * *
Тотальная коррупция на Украине не может не тревожить западных инвесторов и финансовых доноров, которые, по выражению британского премьера Д.Кэмерона, вынуждены бросать деньги в «чёрную дыру» даже с нарушением законодательства своих стран. Так, депутат Европарламента от Германии Б. фон Шторх говорит, что решение Европарламента о кредите нарушает 212 статью Конституции Европейского союза. А американский сенатор С.Стокман вынужден был обратиться к конгрессу с требованием обеспечить расследование фактов коррупции в Национальном банке Украины.
И у европейского, и у американского бизнеса желания финансировать украинскую коррупцию становится всё меньше. Правительства ведущих западных государств и крупные финансовые институты не планируют участия в конференции доноров Украины, намеченной на 28 апреля. «Мы хотим избежать бездонного колодца, - заявил еврокомиссар по переговорам о расширении ЕС Й.Хан, - мы хотим иметь точный план». Однако вся история отношений Украины с иностранными кредиторами показывает, что план тут может быть только один: одолжить, украсть и не вернуть.